Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО

       

Ремонт трубопроводов

Встречаются самые различные повреждения трубопроводов под водой. В зависимости от их характера (разрыв стыков, трещины, сквозные коррозии, пробоины, вмятины и др.) существует много способов их устранения. Например, установка опор из массивов или ряжевых ящиков; ремонт электросваркой или с помощью муфт и хомутов; замена поврежденных секций; ремонт поврежденной изоляции и др.

Образовавшиеся пустоты под трубопроводом водолаз заполняет грунтом с помощью гидромонитора или щебнем, подаваемым сверху по деревянным лоткам. В местах провисания трубопровода он устанавливает свайные опоры или ряжевые ящики, заполненные камнем. При большом размыве трубопровода (длиной более 25 м) и скорости течения воды более 0,5 м/сек применяются бетонные массивы весом до 5 т. Устанавливаются они с двух сторон размытого участка трубопровода. К массивам трубопровод прикрепляется уголками и швеллерами, после чего обсыпается камнем.

Мелкие трещины и напорных трубопроводах заделывают подводной сваркой. Отдельные пробоины закрывают с помощью постановки муфт или заплат из кусков трубы большего диаметра с последующей обваркой их по контуру и прижатием бугелями. Перед привариванием заплаты поверхность трубопровода необходимо тщательно очистить от изоляции.

Для прекращения течи у фланцевого соединения или по фланцу напорного трубопровода применяются муфты, изготовленные из двух половин трубы большего диаметра. Ставятся они на резиновой прокладке и закрепляются болтами. Зазор между муфтой и трубой заполняется цементным раствором, подаваемым сверху под давлением.

Поврежденные места подводных трубопроводов, работающих под давлением до 50 ати, заменяют вставками, соединяемыми с трубопроводом посредством компенсаторных муфт. Опущенную сверху муфту водолаз надвигает на вставку и затягивает болтами или приваривает. В других случаях вместо муфты применяют специальные бугели, обвариваемые по контуру.

Безнапорный трубопровод ремонтируется постановкой плотного деревянного ящика с заливкой в него бетона, беспрерывно подаваемого по шлангу или трубе. Щели между трубопроводом и стенками ящика заделывают паклей.

При замене поврежденной части трубопровода водолаз размывает траншею на заданную длину или освобождает трубопровод от огрузки; устанавливает и застрапливает небольшие понтоны на трубе и крепит тросы подъемных механизмов (кранов); вырезает выпускное отверстие для выхода вытесняемой из трубы воды; разрезает электрокислородной резкой трубы на две части перед поднятием их на поверхность. После того, как трубопровод на поверхности уже отремонтирован, его опускают на дно. Водолазы осматривают уложенный в траншею трубопровод и замывают его.

Если нарушена изоляция трубопровода, поврежденной участок ремонтируют так: на тщательно очищенную скребками и металлическими щетками и протертую мешковиной поверхность наносят слой грунтовки, состоящей из 70% петролатума и 30% веретенного масла, затем два водолаза накладывают спиралью с нахлестом 3—5 см бинт из стеклоткани с нанесенной на него антикоррозионной пастой, состоящей из 30% петролатума, 20% веретенного маслa и 50% хромового шлама (рис. 102). Бинт подается сверху на гонкой веревке. Один из водолазов, притянув рулон и освободив его от спускового конца, подает начало бинта второму водолазу, который обеими руками прижимает его к поверхности трубы. Первый водолаз раскатывает рулон по образующей трубы до нижней шелыги и под трубой передает рулон второму водолазу для обкатки второй части образующей трубы. При этом водолазы тщательно обжимают бинт руками, вытесняя из-под него воду.

Наложение изоляционного бинта на трубопровод под водой

Рис. 102. Наложение изоляционного бинта на трубопровод под водой

Второй слой накладывают из изоляционного бинт с нахлестом 50% ширины, перекрывая при этом стыки старой изоляции на 20—25 см. Этот бинт изготовляется из штапельной стеклоткани, пропитанной составом из 70% петролатума, 28% веретенного масла и 2% нефтената меди. По окончании обмотки бинт закрепляется шпагатом, пропитанным дегтем, и покрывается с нахлестом 50% лентой бризола или перхлорвиниловой лентой. Бризол прикрепляется к трубопроводу шпагатом, пропитанным в дегте.

Обмотанный участок изоляции футеруется реечным матом, который затягивается под трубопровод концами сверху. Футеровочный мат связывается дегтевым шпагатом и после плотной обкладки трубопровода прикрепляется катанкой диаметром 5—6 мм.

После окончания работ водолазы производят подбивку грунта под трубопровод и замыв вырытых траншей гидромонитором.

Прокладка кабельных магистралей совершается с помощью гидравлических кабелеукладчиков, которые помогают одновременно размывать грунт и укладывать в траншею кабель. Водолаз контролирует работу кабелеукладчика и при необходимости удаляет встречающиеся на пути топляки, камни и другие предметы, а также следит за глубиной траншеи и заложением кабеля.

При прокладке кабелей с плавучих средств вытравливание их производится по специальному устройству во время движения плавсредства. Задача водолаза — уложить кабель в заранее подготовленную траншею. Если укладка производится пучками, т. е. в одну траншею располагают несколько кабелей, то водолаз следит за тем, чтобы расстояние между ними было согласно техническим условиям. После укладки кабеля траншею засыпают грунтом. При протаскивании кабеля через защитные трубы берегового колодца водолаз должен быть особенно внимательным, чтобы рука его вместе с кабелем не была втянута в трубу. Водолазные работы по ремонту кабеля включают: розыск и отмывку кабеля с помощью гидромонитора; застропку кабеля для его подъема на палубу плавсредства; обратную укладку в траншею после его ремонта; и, наконец, проверку положения кабеля и замывку его грунтом. Кабель лод водой не ремонтируют.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru