Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Спуск водолаза в трехболтовом вентилируемом снаряжении

Рабочая проверка снаряжения. После подготовки места cnycка приступают к рабочей проверке снаряжения водолаза. В рабочу проверку мягкого водолазного снаряжения вентилируемого типа входят: проверка помпы, шлема, водолазной рубахи, шлангов, телефона, грузов, водолазного ножа, сигнального конца, воздухоподающих и спуско-подъемных устройств.

В трехцилиндровых пометах сначала внешним осмотром npoверяют резьбовые соединения, наличие пломбы на манометре, надежность установки помпы и крепление маховиков-рукояток. 3атем проверяют подачу воздуха помпой.

Для этого шланг отсоединяют от шлема и проверяют воздухом.

После чего, зажимая большим пальцем отверстие ниппеля шлангового соединения, создают в шланге давление, равное двойной глубине предполагаемого спуска. Шланг считается исправным, если стрелка манометра после прекращения подачи воздуха будет падать не более 0,2 ат в минуту.

Выпустив воздух из шланга, водолаз проверяет предохранительный клапан. Для этого берет в рот штуцер воздушного ввода шлема и после выдоха воздуха в шлем делает вдох из него. Если клапан исправный, вдох из шлема невозможен. Исправность головного клапана проверяется двух- трехкратным нажимом на пуговку штока; после прекращения нажима на пуговку шток должен быстро приходить в первоначальное положение. Пружинно-тарельчатый клапан модернизированного шлема (УВС-50) проверяют один раз в неделю, для чего отдают воздухонаправляющий щиток шлема и проверяют действие клапана оттягиванием тарелки. Телефон проверяют внешним осмотром и путем двухстороннего разговора. При этом обращают внимание на правильность установки микрофона и телефона, а также на прочность крепления телефонного кабеля.

Надевание водолазной рубахи

Рис. 61. Надевание водолазной рубахи

Рубаху проверяют внешним осмотром, обращая особое внимание на потертости и отставшие заплаты, а также на наличие и исправность травящих клапанов.

Пригодность сигнального конца определяют на разрыв; пользоваться сращенным сигнальным концом не разрешается.

Галоши и брасы для грузов не должны иметь потертостей и изношенных частей; надежность брасов определяется их встряхиванием.

Результаты рабочей проверки заносятся в водолазный журнал, а спускающийся водолаз расписывается в проверке и исправности снаряжения.

Одевание водолаза. Убедившись в исправности снаряжения, водолаз начинает одеваться (рис. 61). Сначала надевает теплое белье, затем, сидя на скамейке, рубаху до колен. После этого четыре человека, одновременно растягивая фланец рубахи, рывком надевают ее на водолаза, а обеспечивающий набрасывает на пояс водолаза петлю сигнального конца, слегка затягивая ее. Далее на водолаза надевают галоши, подвязывают на пояс нож, а на плечи надевают манишку. Делать это нужно осторожно, чтобы не повредить резьбу болтов.

Поддерживаемый за сигнальный конец водолаз осторожно сходит на трап, где на него надевают и закрепляют грузы. При закреплении браса за нижнее кольцо переднего груза не должно эыть сильного напряжения, так как движения водолаза будут стеснены. После продувки воздушной системы и проверки телефонной связи на водолаза надевают шлем и подвязывают шланг и сигнальный конец к верхнему кольцу переднего груза.

Затем подают команду: «Дать воздух». Если на вопрос: «Как воздух?» водолаз ответит «Воздух хорош», обеспечивающий водолаз командует: «Завернуть иллюминатор!». Иллюминатор, смоченный чистой водой, завинчивается вручную до отказа, без рычага. Легким ударом руки по шлему обеспечивающий разрешает водолазу спуск под воду.

Спуск под воду. Водолаз медленно погружается в воду, удерживаясь руками за трап (прыгать в воду запрещается), переходит на спусковой конец и, когда верхняя часть шлема покроется водой останавливается. В это время обеспечивающий внимательно следит, нет ли в соединениях снаряжения утечки воздуха, что обнаруживается по пузырькам. Неисправности устраняются немедленно.

Убедившись в исправности снаряжения, водолаз по сигналу обеспечивающего продолжает спуск, скорость которого зависит oт его самочувствия, но не должна превышать 10 м/мин, а у новичков и малоопытных — 4—5 м/мин.

По мере погружения водолаза на глубину подачу воздуха следует увеличивать.

Часто начинающие водолазы не могут правильно регулировать объем воздуха, поступающего в скафандр. Поэтому у одних создаются излишки воздуха и им трудно погружаться. В таких случаях нужно больше травить воздух головном клапаном. У других — наоборот, объем воздуха в скафандре недостаточный, и из-за уменьшения плавучести трудно бывает удержаться на спусковом конце. Этот недостаток устраняют путем увеличения подачи воздуха водолазу.

Не доходя до грунта на 1—2 м водолаз приостанавливает погружение и осматривается вокруг, чтобы не задеть за предметы, которые могут быть на месте спуска. Дойдя до грунта, водолаз, убедившись в чистоте шланга и сигнального конца и проверив, достаточно ли поступает воздуха, дает сигнал: «Я на грунте, чувствю себя хорошо». Пребывание водолаза на грунте. Отрегулировав поступление воздуха в скафандр, водолаз подходит к месту работы и, расположив сигнальный конец и шланг так, Чтобы они не могли запутаться и цепляться за предметы, приступает к работе. При этом он должен постоянно наблюдать за состоянием воздуха, регулярно вентилировать скафандр, не вытравливая из него полностью воздух. Водолаз должен обладать достаточными навыками передвижения под водой; легко передвигаться боком, в полусогнутом положении, уметь управлять своей плавучестью.

Во время работы водолаз внимательно наблюдает за сигнальным концом и шлангом. В свою очередь, за «чистотой» сигнального конца и шланга должны следить также наверху.

Стоящий на сигнальном конце держит его слегка натянутым, все время «чувствуя» водолаза. Это важно особенно во время работ на затонувшем судне, на скалах, когда возможно неожиданное падение водолаза на большую глубину.

В тех случаях, когда работающий под водой не отвечает на двукратный запрос о самочувствии, его осторожно поднимают наверх.

Действия водолаза при повреждениях и неисправностях снаряжения и оборудования. Находясь под водой, водолаз не гарантирован от различных происшествий. В случаях опасности нельзя предаваться панике, а спокойно приступить к устранению дефектов.

Под водой может произойти повреждение водолазной рубахи и шлема, прекратиться поступление воздуха, запутаться сигнальный конец, шланг и др.

При повреждении верхней части рубахи, необходимо потребовать больше воздуха и выйти наверх без выдержек на остановках. После этого водолаза помещают в рекомпрессионную камеру или, переодев, спускают на глубину.

При его подъеме соблюдают режим декомпрессии.

Если повреждена нижняя часть рубахи, в случае необходимости, работу можно продолжать, а затем спокойно выйти наверх.

При повреждениях шлема или иллюминатора, водолаз, потребовав больше воздуха, выходит наверх.

Более сложная обстановка создается тогда, когда по каким-либо причинам прекращается подача воздуха под водой. Это может произойти при неисправностях или поломке водолазной помпы, обрыве шланга, закупорке шланговых соединений ледяной пробкой (зимой) и т.п. В таких случаях водолаз принимает вертикальное положение, прекращает вытравливание воздуха из скафандра и по сигналу тревоги выходит без остановок наверх.

Если на глубине зажат шланг и его не удается освободить, водолаз перерезает шланг и выходит из воды на сигнальном конце.

При запутывании сигнального конца водолаз распутывает его. Если этого сделать не удается, то перерезает сигнальный конец у места запутывания с двух сторон и, связав оба свободных конца, поднимается наверх.

Особенно опасна ситуация, когда одновременно запутываются шланг и сигнальный конец. Если при этом водолаз не может распутаться самостоятельно, он должен вызвать на помощь.

При невозможности распутать сигнальный конец и шланг, по телефону сообщают водолазу о подготовке к их перерезанию. Затем увеличивают подачу воздуха в скафандр. После этого пришедший ему на помощь водолаз перерезает сигнальный конец с двух сторон у места запутывания и оба конца связывает. Далее перерезает телефонный кабель и шланг. Затем обоих водолазов поднимают на верх за сигнальный конец.

В тех случаях, если связать перерезанный сигнальный канец невозможно, то прежде чем перерезать сигнальный конец и шланг на пострадавшего водолаза закрепляют второй сигнальный конец

Если оборвался нижний брас, водолаз принимает вертикальное положение и, взявшись руками за боковые иллюминаторы, притягивает шлем книзу и так выходит наверх, предварительно сообщив об этом по телефону. При отрыве верхнего браса он наклонйется в сторону обрыва и, дав сигнал, выходит наверх.

Подъем водолаза. Получив сигнал о выходе наверх, водолаз прекращает работу и, убедившись в чистоте сигнального конца, подходит к спусковому концу и дает сигнал о подъеме. Скорость подъема не должна превышать 7—8 м/мин. В начале подъема подачу воздуха уменьшают, и водолаз регулирует свою плавучесть, вытравливая воздух из скафандра.

При подходе водолаза к поверхности обеспечивающий следит за тем, чтобы он не ударился шлемом о днище бота или трап. На трапе отвинчивают иллюминатор, прекращают подачу воздуха, снимают шлем и грузы и по выходе на палубу водолаза раздевают. Сигнальный конец перед раздеванием снимают.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru