Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Переносные компрессоры

Наиболее удобными для зарядки баллонов аквалангов и других типов воздушнобаллонных аппаратов сжатым воздухом являются электрокомпрессор «Старт-1» и бензокомпрессор «Старт-2» (рис. 47, а,б)

Эти компрессоры компактны, имеют малые габариты и вес, просты и надежны в эксплуатации, имеют высокую степень очистки сжатого воздуха от вредных для дыхания человека примесей.

Оба компрессора относятся к конструкции поршневых, трехступенчатые с соосным однорядным расположением цилиндров, с углом развала 180°, двустороннего действия с одним дифференциальным поршнем с кулисно-кривошипным механизмом движения.

На фундаментной раме агрегата установлены: компрессор, двигатель, нагреватель воздуха, система очистки воздуха от вредных примесей, разделительный вентиль для подключения зарядной трубки от компрессора к аппарату.

Переносные компрессоры высокого давления

Рис. 47. Переносные компрессоры высокого давления: д) — злектрокомпрессор «Старт-1»; б) — бензокомпрессор «Старт-2»

Вращение от двигателя к компрессору осуществляется посредством клиноременной передачи.

Смазка механизма и цилиндров компрессора производится разбрызгиванием авиационного масла МК-22 и заменителя МС-20.

Цилиндры компрессора и воздух в межступенчатых холодильниках охлаждаются воздушным потоком, создаваемым шкивом-вентилятопом осевого типа, установленным на коленчатом валу компрессора. Продолжительность непрерывной работы компрессора — 1,5 часа.

Система очистки воздуха включает:

  • водомаслоотделитель, очищающий воздух от масла и влаги;
  • патрон с силикагелем, очищающий воздух от масла, частично унесенного из водомаслоотделителя, после чего воздух идет в электронагреватель, из которого нагретый до температуры 100—120°С попадает в патрон с гопкалитом. В нем очистка основана на методе каталитического сжигания вредных примесей (паров масла, примесей углеводородов и окиси углерода) на гопкалите, нагретого до вышеуказанной температуры;
  • фильтр конечной очистки (в состав шихты входит известковый химпоглотитель ХПИ, гигроскопическая вата), очищающий воздух от примесей двуокиси углерода и окислов азота.

Данная система обеспечивает высокую степень очистки воздуха от вредных для дыхания человека примесей в течение 50 часов работы компрессора с момента смены сорбентов в системе.

Пользование воздушными компрессорами. Прежде чем запустить компрессор, необходимо внимательно осмотреть его, проверить крепление узлов, уровень масла в картере и редукторе. На холодильниках и фильтрах следует открыть продувочные краны, а у компрессора с водяным охлаждением залить водой насос и водопровод. Затем, выключив сцепление, запустить двигатель и дать ему поработать 10—15 мин. на холостом ходу, проверяя действие систем охлаждения и смазки. Если двигатель работает нормально, открыть приемные клапаны баллонов и разгрузочный вентиль компрессора. После этого включить сцепление, закрыть разгрузочный вентиль и проверить работу компрессора и агрегата в целом. В течение нескольких минут продуть всю систему воздухом, затем, закрыв продувочные краники, начинать нагнетать воздух в баллоны.

Во время работы необходимо следить за уровнем масла, показаниями манометров. Перед остановкой агрегата открывают продувочные краники на холодильниках и маслоотделителе. Разгрузочным вентилем снимают давление в компрессоре и, выключив сцепление, переводят двигатель на холостой ход. После остановки двигателя в течение пяти минут наблюдают за показанием контрольного манометра. Если он за это время существенно не изменит своего показания, система считается герметичной.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru