Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Водолазное дело
учебное пособие

       

Кислородные компрессоры

Кислородные компрессоры предназначены для наполнения кислородом малолитражных баллонов водолазных аппаратов до давления 150—200 кгс/см2 путем перепуска и последующего перекачивания кислорода из транспортных баллонов.

Выпускаются они двух типов: с ручным приводом (рис. 48) КН-3, КН-4Р и с электроприводом (рис. 49) КН-2, КН-4, КН-4П. Все они двухцилиндровые, одноступенчатые, плунжерные с кулисным механизмом.

По своей конструкции кислородные компрессоры состоят из чугунной станины, установленной на деревянном основании, двух цилиндров, расположенных горизонтально, трубопроводов и рычага. Внутри цилиндров находится шток-плунжер, а на внешних концах навернуты клапанные коробки. В клапанных коробках, которые соединены между собой всасывающим и нагнетательным трубопроводами, попарно помещены всасывающие и нагнетательные клапаны. При входе в клапанную коробку имеется сетчатый фильтр, задерживающий твердые частицы. Соединения клапанных коробок уплотнены фибровыми прокладками.

Кислородный компрессор с ручным приводом

Рис. 48. Кислородный компрессор с ручным приводом КН-3:
1 — станина; 2 — прилив; 3 — клапанная коробка; 4 — цилиндр; 5 — коллектор; б — рукоятка; 7 — рычаг; 8 — манометр; 9 — нагнетательный трубопровод; 10 — приемная звезда; 11 — змеевик; 12 — основание

Всасывающий трубопровод соединен с приемной звездой, имеющей пять отводов. К нижнему отводу подключается трубопровод, соединяющий звезду с всасывающим трубопроводом, а к верхнему— манометр, показывающий давление в транспортном баллоне. Остальные отводы предназначены для подсоединения транспортных баллонов при помощи змеевиков с гайками.

Кислородный компрессор с электроприводом

Рис. 49. Кислородный компрессор с электроприводом КН-4:
1 — компрессор; 2 — редуктор; 3 — электродвигатель

Нагнетательный трубопровод соединен с коллектором, на котором имеется вентиль и три отвода (для манометра и двух малолитражных баллонов).

Шток-плунжер выполнен из нержавеющей стали и уплотнен тремя кожаными манжетами, надетыми на латунные кольца и поджатыми уплотнительными втулками с накидными гайками. Всасываюший и нагнетательный клапаны тарельчатого типа расположены так, чтобы пропускать газ только в направлении к коллектору.

Компрессор приводится в действие качающим (кулисным) механизмом.

Во время качания шток-плунжер совершает возвратно-поступательные движения. При этом происходит сжатие кислорода то в одном, то в другом цилиндре и нагнетание его через коллектор в баллоны.

Пользование кислородным компрессором. Перед началом работы компрессора нужно промыть, обезжирить и протереть чистой ветошью всю его арматуру, а также инструмент.

Для смазки компрессора применяется смесь, состоящая из 50% глицерина и 50% дистиллированной воды. Ввиду взрывоопасности пользоваться какой-либо другой смазкой не разрешается.

Компрессор внимательно осматривают и проверяют в действии. Для проверки герметичности всей системы открывают вентиль транспортного баллона, присоединенного к приемной звезде. Свободные отводы звезды и вентиль коллектора должны быть при этом закрыты. Соединения системы смачивают мыльной водой и по пузырькам газа определяют места плохого уплотнения. Все обнаруженные неисправности должны быть устранены — пользоваться неисправным компрессором запрещается.

Во время перекачки кислорода, примерно через каждый час интенсивной работы, шток-плунжер нужно, смазывать водно-глицериновой смесью.

Зарядка малолитражных баллонов кислородом совершается из транспортных баллонов (рис. 50, б), предназначенных для медицинского кислорода.

Транспортный баллон

Рис. 50. а) — транспортный баллон:
1 — дно; 2 — башмак; 3 — клейма; 4 — стяжное кольцо; 5 — колпак; 6 — маховик; 7 — отвод; 8 — хвостовик;
б) — зарядка малых баллонов кислородным компрессором;
1 — малый баллон; 2 — коллектор с манометром; 3 — нагнетательный трубопровод; 4 — клапанная коробка; 5 — нагнетательный клапан; 6 — всасывающий клапан; 7 — всасывающий трубопровод; 8 — транспортный баллон; 9 — приемная звезда; 10 — соединительный трубопровод; 11 — муфта

Баллоны должны иметь паспорт завода-наполнителя, в котором указывается качество кислорода, его назначение, давление в баллонах и другие данные.

Малолитражные баллоны наполняются в следующем порядке. После того, как вся система (транспортные баллоны не менее трем штук, компрессор, малые баллоны) будет соединена и проверена на исправность и герметичность, приступают к перекачке кислорода. Для этого последовательно открывают вентили транспортного баллона с наименьшим давлением, коллектора компрессора и заполняемых малых баллонов. При этом газ из транспортного баллона пройдет в малые баллоны самотеком до выравнивания давления между ними. Затем накачивают их компрессором до тех пор, пока давление в баллонах не будет в два раза больше, чем в расходуемом транспортном баллоне. После чего вентиль первого транспортного баллона закрывают и открывают вентиль второго баллона, в котором давление кислорода должно быть больше, чем в наполняемых баллонах и продолжают перекачку, как в первом случае.

Если давление в малых баллонах еще не достигло 200 ат, подключают к работе третий транспортный баллон и процесс перекачки кислорода повторяется в том же порядке, пока давление в заполняемых баллонах не поднимется до нормы. После этого все вентили закрывают и к месту заполненных баллонов подключают новые. При отсутствии компрессора или его неисправности малые баллоны можно заряжать (хотя и не до полного давления) только перепуском кислорода из батареи транспортных баллонов с полным давлением. При этом рекомендуется составлять батарею не менее чем из трех (с давлением 200 ат) или пяти (с давлением 150 ат) транспортных баллонов. По окончании зарядки змеевики отсоединяют, все принадлежности и компрессор (если он использовался) протирают чистой ветошью, баллоны (большие и малые) с заглущенными отводами ставят на свои места.

Кислородный компрессор может быть использован также и для зарядки малолитражных баллонов воздухом. Для этого его нужно перекрасить в черный цвет или сделать надпись «Для воздуха». Использование компрессора для попеременной перекачки кислорода и воздуха запрещается во избежание взрыва.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru