Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Водолазное дело
учебное пособие

       

Воздушные водолазные компрессоры

Трехцилиндровая водолазная помпа (рис. 43, а) применяется главным образом при спусках водолазов в вентилируемом снаряжении на глубины до 15 м.

Технические данные помпы: внутренний, диаметр цилиндра — 82 мм, ход поршня — 216 мм; производительность за один оборот — 3 л, вес — 250 кг. Рабочее давление — 4 кгс/см2.

Помпа состоит из следующих главных частей: двух рам, коленчатого вала, двух маховиков, фундамента, трех цилиндров, воздухоприемника, манометра и холодильника.

Установлена помпа в деревянном футляре, защищающем ее от повреждений и атмосферных осадков.

Трехцилиндровая водолазная помпа

Рис. 43. Трехцилиндровая водолазная помпа: а) — общий вид; б) — нагнетательный клапан; в) — всасывающий клапан: 1 — маховик; 2 — трехколенчатый вал; 3 — манометр; 4 — нажимная гайка; 5 — направляющая планка; 6 — поршень: 7 — рама; 8 — фундамент; 9 — цилиндр; 10 — холодильник; 11 — воздухоприемник; 12 — соединительная планка; 13 — шатун c направляющим штоком; 14 — футляр; 15—нагнетательный клапан; 16 — всасывающий клапан

Рамы предназначены для крепления главных частей помпы и отлиты из чугуна. Рамовые подшипники служат опорой трехколенчатаму валу, который приводит в действие шатуны с поршнями. В поршнях помещены всасывающие клапаны (рис. 43, в). Основанием помпы служит фундамент, на котором устанавливаются три цилиндра с нагнетательными клапанами (рис. 43, б) и воздухоприемник.

Цилиндры и воздухоприемник устанавливаются на резиновых прокладках и крепятся к фундаменту болтам. Водолазный манометр пружинного типа лредназначен для показания давления воздуха, поступающего к водолазу.

Помла работает следующим образам. При вращении коленчатого вала поршни совершают движения вверх и вниз. Правильное положение их в цилиндрах обеспечивают направляющие штоки и планки. Когда поршень идет вверх, под ним в цилиндре происходит разрежение, в результате которого всасывающий клапан открывается, и цилиндр заполняется атмосферным воздухом. По достижении поршнем верхней мертвой точки разрежение в цилиндре прекращается, и всасывающий клапан закрывается. Затем поршень опускается вниз и сжимает воздух в цилиндре. Как только давление воздуха в цилиндре превысит силу упругости пружины нагнетательного клапана, последний откроется и пропустит воздух в воздушные ходы фундамента и дальше к водолазу.

При работе помпы поршень в своем крайнем нижнем положении не соприкасается с донышком цилиндра, так как между ними имеется зазор в 1—2 мм. Пространство, образующееся вследствие этого зазора, называется вредным пространством цилиндра помпы.

Во вредном пространстве при каждом движении поршня вниз остается сжатый воздух. При движении поршня вверх этот воздух, расширяясь, занимает часть объема цилиндра и тем самым уменьшает объем новой порции воздуха, поступающего в цилиндр через всасывающий клапан.

Производительность помпы зависит от числа оборотов коленчатого вала в минуту. Так, при 16 оборотах в минуту производительность составляет около 45 л воздуха, при 25 оборотах — 70 л, три 35 оборотах — 95 л и при 45 оборотах — 120 л.

В местах водолазных работ, где вблизи имеется источник электроэнергии, выгодно пользоваться трехзцилиндровой водолазной помпой с электроприводом (ВЗЛЭ), обеспечивающей подачу сжатого воздуха водолазу на глубину до 20 м.

Помпа работает от переменного тока напряжением 220—380 в, от электродвигателя переменного тока AOЛ2-21-4С с редуктором, служащим для передачи движения от вала двигателя на помпу. Производительность помпы—120 л/мин.

Облегченная водолазная помпа ОВП (рис. 44) предназначена для подачи воздуха водолазу на глубину до 10—15 м. Помпа представляет собой воздушный насос простого действия с горизонтально расположенными цилиндрами.

Облегченная водолазная помпа ОВП

Рис. 44. Облегченная водолазная помпа ОВП: 1 — рама; 2 — цилиндр; 3 — стяжные шпильки; 4 — ручка; 5 — сетчатый фильтр; 6 — крышка цилиндра; 7 — ресивер; 8 — пробки масленок; 9 — воздухопровод; 10 — корпус помпы; 11 — рукоятка; 12 — развилка; 13 — рычаг; 14 — нагнетательный клапан; 15 — всасывающий клапан; 16 — шток поршня; 17— поршень; 18 — шарикоподшипник

Техническая характеристика помпы:

  • внутренний диаметр цилиндра — 97 мм;
  • ход поршня — 128 мм;
  • рабочий объем цилиндра — 0,95 л;
  • производительность за один период качания — 1,7—1,8 л;
  • емкость ресивера — 9 л;
  • рабочее давление — 5 кгс/см2;
  • вес — 55 кг.

Помпа приводится в действие рукоятками, надетыми на развилку рычага, перемещающего шток то в одну, то в другую сторону. При этом в одном цилиндре совершается сжатие воздуха, который через нагнетательный клапан по воздухопроводу подается в ресивер. В противоположном цилиндре в это время происходит разрежение, в результате чего открывается всасывающий клапан и в цилиндр начинает поступать атмосферный воздух. При движении штока в обратном направлении в цилиндрах происходят обратные процессы.

Компрессоры среднего давления используются на водолазных станциях, выполняющих различные подводно-технические работы в вентилируемом снаряжении. Промышленность выпускает водолазные двухступенчатые компрессоры типа ВК-26, спаренные с двигателем внутреннего сгорания (ВК-25Д1 и ВК-26-Б1) и с электродвигателем (BK-25-31 и BK-25-ЭМ).

Рассмотрим дизельный компрессор ВК-25-Д1 (рис. 45, а) с водяным охлаждением. Агрегат состоит из вертикального поршневого компрессора, дизеля 2МЧ 10,5/Л3 мощностью 20 л. с. и одноступенчатого редуктора с цилиндрическими косозубчатыми шестернями, смонтированными на общей раме. Производительность компрессора ВК-125Д1 при конечном давлении (рабочем) - 40 л/мин. Максимальное рабочее давление (компрессора 25 кгс/см2, а вес 1310 кг.

В цилиндрах низкого и высокого давления размещены всасывающие и нагнетательные клапаны. Атмосферный воздух поступает в компрессор через приемную трубу с сетчатым фильтром. После сжатия в цилиндре низкого давления и охлаждения в холодильнике первой ступени воздух поступает в цилиндр высокого давления, где сжимается до 25 кгс/см2. Охладившись в холодильнике второй ступени и пройдя через маслоотделитель, воздух по трубопроводу нагнетается в воздушные баллоны.

Компрессор среднего давления

Рис. 45. Компрессор среднего давления: а) — водолазный компрессор ВК-25Д1: 1 — компрессор; 2 — двигатель; 3 — редуктор; 4 — рама: б) — трехрожковый воздухораспределительный щит

На компрессорной водолазной станции имеется несколько баллонов различной емкости — от 140 л до 280 л с рабочим давлением до 25 ат. Эти баллоны должны всегда содержаться чистыми, не иметь внутри ржавчины и грязи, ежегодно проходить щелочение и промывку.

Накапливающуюся в баллонах воду, оседающую из сжатого воздуха, надо периодически удалять через установленные для этого на баллонах продувочные краны.

Из баллонов сжатый воздух подводится к воздухораспределительному щиту (рис. 45, б), установленному возле места спуска водолазов.

Щит состоит из панели, на которой смонтированы воздухопровод, отводы с вентилями для подсоединения водолазных шлангов, водолазные манометры и манометр, показывающий давление в баллонах. Щиты могут быть двух- или трехрожковые (для двух или трех водолазов) правого и левого исполнения.

Компрессоры высокого давления применяются для нагнетания в транспортные и малолитражные баллоны воздуха, сжатого до 150—200 кгс/см2 и более. Рассмотрим краткие характеристики некоторых компрессоров.

Компрессор К2-150 применяется в стационарных компрессорных установках с дизельным или электрическим двигателем. Он удобен тем, что при сравнительно небольших габаритах и малом весе (82 кг) имеет большую производительность.

Компрессор К2-150 трехступенчатый с водяным охлаждением. Для его работы используются компрессорные агрегаты ДК-200 (рис. 46, а).

В качестве привода компрессора применяются двухцилиндровый дизель 5П2-2Ч-8;5/11мощностью 12,5 л. с., который спаривается с ним при помощи фрикционной муфты, ЭК2-160, спаренный с электродвигателем марки МРЗК-54-6Щ2, мощностью 10 квт, напряжением 220/380 в.

Производительность компрессора К2-150, приведенная к 1 ата, равна 16 м3/час (1,8 л/мин воздуха, сжатого до 150 кгс/см2).

Компрессоры высокого давления

Рис. 46. Компрессоры высокого давления: а) — стационарный компрессор высокого давления ДК-200: 1 — радиатор; 2 — двигатель

На кораблях для зарядки баллонов пользуются корабельными воздушными компрессорами, в частности дизель-компрессором ДК-2. Он представляет собой четырехступенчатый компрессор со свободно движущимися поршнями и рассчитан для сжатия воздуха до давления 230 кгс/см2. Компрессор выполнен в одном корпусе с двухтактным двигателем внутреннего сгорания. Поршни двигателя перемещаются в противоположные стороны и соединены непосредственно с поршнями компрессора.

Технические данные компрессора:

  • производительность при конечном давлении — 8 л/мин;
  • число двойных ходов в минуту — 910;
  • потребляемая мощность — 64 л. с
  • расход топлива — 8,8 кг/час;
  • вес агрегата 820 кг.

Двухцилиндровый V-образный компрессор АК-150 (рис. 46, б) спарен с электродвигателем через клиноременную передачу. В качестве двигателя используется электромотор переменного тока мощностью 2,8 квт, напряжением 220/380 в. Компрессор трехступенчатый, 1 и 2-я ступени находятся в первом цилиндре, а 3-я ступень — во втором цилиндре.

Производительность компресора около 0,6 л/мин при давлении 150 кгс/см2. Вес компрессора 180 кг.

Компрессорная станция АКС-8 — агрегат, состоящий из четырехступенчатого кампрессора с воздушным охлаждением и дизеля ЯАЗ-204, смонтированных на специальном двухосном, прицепе. Производительность станции— 135 м3/час.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru