Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Приемы дрессировки для специальных видов собак

       

Развитие у собаки обонятельно-поисковой реакции

Подготовка и применение большинства поисковых собак основаны на использовании их обонятельно-поисковой реакции как базового навыка в разных видах служб. В связи с этим развитие этой реакции у собак является главным условием качественной подготовкой их в короткие сроки.

Условные раздражители — команды «Ищи!», «Нюхай!» и жест — показ рукой в направлении поиска. Вспомогательная команда — «Апорт!».

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание, апортировочный предмет, запаховые приманки.

Обонятельно-поисковую реакцию рекомендуют развивать с 2—3-месячного возраста. Для этого используют различные способы.

Первый способ. На участке с травяным покровом дрессировщик на виду у собаки разбрасывает 3—4 небольших кусочка мяса в разные стороны. При этом последний кусочек мяса показывает собаке и дает ей обнюхать и, когда собака потянется к мясу, забрасывает его в траву. Затем посылает собаку на поиск лакомства, управляя длинным поводком. Этим способом надо пользоваться в крайнем случае, когда у собаки сильно заторможена поисковая реакция.

Второй способ. Хорошие результаты дают упражнения по поиску спрятавшегося дрессировщика (владельца) при наличии прочного контакта. Во время выгуливания на участке с разнообразными местами предметами дрессировщик (владелец), используя отвлечение собаки, прячется за укрытие и по возможности наблюдает за ней. При хорошем контакте, собака, как правило, начинает искать дрессировщика при помощи зрения, слуха и обоняния.

При ветренной погоде дрессировщик должен прятаться так, чтобы ветер дул с его стороны на собаку. Это облегчит включение в поиск обоняния. Когда собака, обнаружив дрессировщика, подбежит к нему, она поощряется лакомством.

В меру развития поисковой реакции дрессировщик не только прячет, но и уходит от собаки на 50—100 м. Это побуждает собаку искать владельца по запаховому следу. После того, как собака отыщет владельца, он поощряет ее игрой и лакомством.

В последующем отрабатывают и такие упражнения, когда дрессировщик (владелец) привязывает собаку к дереву, столбу и уходит на 300—400 м так, чтобы собака не видела его движения. После этого помощник дрессировщика подходит к собаке, отвязывает ее и посылает за владельцем. Следуя за собакой с помощью длинного поводка, направляет ее по запаховому леду. Если собака идет по следу активно, то помощник дрессировщика остается на месте, а собака работает самостоятельно.

Третий способ. При совершенствовании навыка апортировки необходимо использовать разнообразные апортировочные предметы небольших размеров длиной 1—10 см, по цвету соответствующих фону местности.

Упражнение выполняют следующим образом: дрессировщик знакомит собаку с запахом предмета, затем бросает его в траву, кусты или к подобным беззапаховым предметам и через 1—2 мин по команде «Ищи!» «Апорт!» посылает собаку за ним. На одном часовом занятии упражнение повторяется 6—8 раз. Такие же упражнения надо выполнять по обнаружению запаховых предметов, разбросанных помощником.

Развитие у собаки обонятельно-поисковой реакции

Систематическое повторение таких упражнений способствует развитию обонятельно-поисковой реакции. Необходимой в последующем для обыска местности, выборки вещей, одорологической выборки.

Четвертый способ. Непосредственно в жизни (работе) собака ориентируется как нижним, так и верхним чутьем. При верхнем чутье собака воспринимает запахи в воздухе и таким способом определяет местонахождение источника запаха, при нижнем чутье она непосредственно обнюхивает почву. Целенаправленными упражнениями необходимо развивать у нее как нижнее, так и верхнее чутье.

С этой целью за 30—40 мин до начала поиска дрессировщик раскладывает апортировочные предметы на местности таким образом, чтобы 40—50 % из них лежали на земле, а остальные на высоте 1—1,5 м от земли (на кустарнике, на ветке дерева, стеблях травы и т.д.). При этом, каждый раз при пуске собаки, необходимо учитывать направление ветра. Следует заставлять собаку идти как за ветром, так и против ветра, тренировать ее на разных местностях, усложнять в дальнейшем проведение занятий в разное время суток, в разных природных условиях. За каждую обнаруженную вещь собаку надо поощрять лакомством.

Пятый способ. Учитывая активную реакцию собаки на запахи животного происхождения, целесообразно использовать пахучие приманки — тампоны с запахом крови. Пахучие приманки (10— 15 шт.) раскладывают вдоль намеченного маршрута движения дрессировщика с собакой на удалении 15—40 м от тропы. Количество приманок на каждом занятии меняется.

При движении по тропе обака находится на удлиненном поводке. За каждую обнаруженную пахучую приманку собаку поощряют поглаживанием и лакомством.

В ходе дрессировки каждое занятие, выработка любого специального навыка должны способствовать развитию обонятельно-поисковой реакции и доведения ее до совершенства.

Возможные ошибки дрессировщика:

    Чрезмерное увлечение упражнениями по поиску кусков мяса, разбросанных на участке, при этом собака привыкает искать лакомство при каждом выходе на прогулку. Неправильное выполнение упражнений, когда собака находит владельца или предметы, пользуясь не обонянием, а зрением или слухом.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru