>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Слесарь-жестянщик
промышленной вениляции

       

4. Монтаж вентиляторов и электродвигателей

Монтаж вентиляторов является одной из важнейших работ при устройстве системы вентиляции.

Установка вентилятора требует особой точности, так как неправильная или небрежная установка его может вызвать неудовлетворительную работу всей системы.

Перед установкой вентилятора необходимо проверить:

  1. соответствие данного вентилятора по размерам, типу и направлению вращения колеса вентилятору, указанному в проекте;
  2. качество вентилятора по внешнему осмотру — отсутствие вмятин кожуха или каких-либо повреждений;
  3. правильность сборки вентилятора, правильность вращения колеса, отсутствие биения и задевания колеса за кожух, правильность величины зазора между колесом и всасывающим патрубком, сбалансированность колеса, т. е. нет ли по окружности его перевешивающих лопаток.

Зазор проверяют, медленно вращая колесо. Если он не везде одинаков и колесо бьет, то этот недостаток можно исправить правильной насадкой колеса на вал, исправлением перекоса у шпонки и регулировкой высоты подшипников.

Особое внимание должно быть обращено на состояние подшипников: вал должен легко от руки прокручиваться в подшипниках. Подшипники не должны заедать и стучать, что проверяют на слух при работе колеса.

Колесо должно вращаться ровно, не бить и не задевать за стенки корпуса.

Неправильная балансировка обнаруживается в момент приостановки вращения колеса после толчка его рукой. Колесо в этот момент дает несколько качаний взад и вперед, пока не остановится. При правильной балансировке движение колеса перед остановкой производится только в сторону первоначального вращения и колесо останавливается после толчка в любом положении.

Неправильная балансировка может привести к тому, что колесо начнет сильно бить и вентилятор выйдет из строя.

Неисправность балансировки можно устранить только на заводе или ЦЗМ.

Установка центробежных вентиляторов и электродвигателей. Центробежные вентиляторы и электродвигатели соединяют между собой на ременной передаче и непо-средственно на одной оси или при помощи соединительной муфты и устанавливают на специальных фундаментах — бетонных, кирпичных, на кронштейнах, заделанных в стене или укрепленных на колонне, иногда на виброизолирующих основаниях, подвешивают к потолку на специальных каркасах.

Для установки вентилятора и электродвигателя на фундамент требуется предварительная разметка фундамента, в котором должны быть сделаны гнезда под фундаментные болты, прикрепляющие вентилятор и электродвигатель к фундаменту.

Практически установка вентиляторов и электродвигателей производится следующим образом.

При устройстве фундаментов в них оставляют гнезда квадратного сечения 60х60 мм и глубиной от 300 до 650 мм для фундаментных болтов, в зависимости от номера вентилятора. Для этой цели в процессе кладки фундамента в местах, где должны быть оставлены гнезда, закладывают обернутые толем или картоном деревянные пробки, которые после окончания кладки вытаскивают, освобождая гнезда.

Гнезда размечают при помощи шнура, большого угольника, метра и уровня.

Для заделки болтов в фундамент на них предварительно надевают шайбы из фанеры размером немного больше гнезда (или целый лист фанеры на все четыре болта). Сверх шайбы навертывают гайки, а затем болты вставляют в гнезда так, чтобы шайбы опирались на края их, а центры болтов совпадали с центрами гнезд. Проверяют, перпендикулярно ли стоят болты в гнездах, и заливают их цементным раствором состава 1:2 (1ч. цемента и 2 ч. песка). Через 3 дня после заливки болтов фанеру снимают, устанавливают вентилятор на болты и выверяют горизонтальность оси шкива уровнем. Если ось шкива не горизонтальна, то под станину в соответствующих местах подкладывают тонкие металлические пластинки до тех пор, пока ось не примет горизонтального положения. Затем под станину подливают жидкий цементный раствор и после его затвердевания окончательно закрепляют станину вентилятора на фундаменте, подтягивая гайки на болтах.

При соединении вентилятора с электродвигателем на ременной передаче последний устанавливают одновременно с вентилятором на том же или отдельном фундаменте.

Горизонтальное положение салазок выверяют уровнем, и болты, укрепляющие их на фундаменте, заливают цементным раствором. В дальнейшем положение электродвигателя можно регулировать путем передвижения его по пазам салазок. Окончательную выверку установки вентилятора и электродвигателя производят при помощи шнура, натягивая его по краям шкивов или по их центрам.

Вентилятор и электродвигатель должны быть установлены на фундаменте очень прочно. Фундаментные болты должны иметь контргайки, чтобы при работе вентиляторов гайки не ослабли. Оси вращения валов вентилятора и электродвигателя должны быть строго горизонтальны и параллельны. Горизонтальность вала проверяют по уровню и отвесу, для чего уровень кладут на шкив, а отвес держат так, чтобы шнур касался торца шкива. Чтобы ремень не скользил по шкиву, он должен быть достаточно натянут и охватывать не менее половины окружности шкива. Для этого нужно, чтобы расстояние между центрами шкивов электродвигателя и вентилятора для плоских ремней было не меньше 4(D + d), где D — диаметр шкива вентилятора; d — диаметр шкива электродвигателя.

Ведущей (натянутой) частью ремня должна быть нижняя его часть. Средняя линия ремня должна совпадать с серединой шкива, иначе ремень будет сбегать с него.

Более современным и распространенным видом соединения вентилятора с электродвигателем является соединение на клиноременной передаче. При такой передаче устраняется скольжение шкивов и расстояние между центрами может быть уменьшено.

Если вентилятор присоединяется к воздуховоду, тр между всасывающим отверстием его и воздуховодом вставляют съемный патрубок длиной не менее ширины вентилятора. При чистке и ремонте вентилятора патрубок снимается.

Если вентилятор не присоединен к воздуховоду, то на всасывающем отверстии вентилятора должна устанавливаться металлическая сетка с ячейками размером 25—50 мм.

При соединении вентилятора с электродвигателем на одном валу их устанавливают на специальной опоре из фасонной стали. Опору изготовляют в мастерских и закрепляют на фундаменте болтами. Разметку и заделку фундаментных болтов и установку вентилятора производят, как было указано выше.

Вал вентилятора соединяется с валом электродвигателя посредством муфты. При этом соединении осевые линии валов вентилятора и электродвигателя должны точно совпадать.

После установки вентилятора он должен быть испытан в работе вместе с электродвигателем. При этом следует проверить:

  1. прочность и правильность соединения электродвигателя и вентилятора (при непосредственном соединении);
  2. прочность крепления вентилятора и электродвигателя к фундаментам или постаментам;
  3. правильность балансировки колеса после установки вентилятора.

При пуске центробежного вентилятора один из клапанов до вентилятора или за ним должен быть закрыт. Клапан следует открывать постепенно после пуска вентилятора. Это следует делать для того, чтобы не перегрузить электродвигатель и не перегреть его.

Установка осевых вентиляторов. Осевые вентиляторы устанавливают непосредственно в воздуховодах, в стенах и окнах. Как травило, осевые вентиляторы поступают на место установки соединенные с электродвигателем, в специальном кожухе, к которому остается лишь присоединить воздуховоды. Иногда кожух делают на месте или в мастерских. В этом случае вентилятор монтируют в кожухе 1 (рис. 180). Электродвигатель 2 устанавливают на специальной площадке 3, прикрепленной к ¦стенке кожуха. По концам кожуха приклепывают два фланца 4 из угловой стали, при помощи которых кожух присоединяется к воздуховодам. Для осмотра электродвигателя в кожухе устраивается плотно прикрывающаяся дверца или лючок.

Рис. 180. Установка осевого вентилятора в воздуховоде:
а — продольный разрез; б — вид спереди

Для жесткого и прочного прикрепления вентилятора фланцы кожуха приваривают при помощи косынок 6 к балочкам 7, которые заделывают в стену, как показано на рис. 180.

Фланцы приваривают к косынкам только после выверки вентилятора. Ось вентилятора долясна совпадать с осью кожуха.

Вентилятор в кирпичной стене устанавливают следующим образом. В отверстие стены, где устанавливают вентилятор, предварительно вставляют деревянную раму, к которой привертывают болтами фланец кожуха вентилятора. Пространство между рамой и фланцем заделывают.

На наружных отверстиях патрубков осевых вентиляторов, устанавливаемых в окнах или в стенах, ставят клапаны, которые открываются и закрываются из помещения.

Управление клапанами должно находиться в помещении и устанавливаться на высоте 1.5 - 1.8 м от иола. Отверстия для забора и выброса воздуха должны быть защищены от атмосферных осадков. Пуск осевого вентилятора производится при открытом клапане.

При работе вентилятора возникают шум и вибрация, легко передающиеся на значительные расстояния воздуховодами и конструкциями здания — перекрытиями, стенами и т. д. Этот шум и вибрация оказывают вредное влияние на организм человека и снижают производительность труда работающих.

Для борьбы с шумом и вибрацией в вентиляционных установках применяют различные устройства.

Простейшим способом борьбы с шумом и вибрацией является подкладка под вентилятор и электродвигатель пластин из звукоизолирующего материала: резины в несколько слоев, просмоленного войлока, дерева мягких пород и др.

Для снижения вибраций и шума через строительные конструкции зданий вентиляционное оборудование устанавливается на вибропоглощающие металлические или железобетонные основания, под которые помещаются пружинные или резиновые амортизаторы.

На рис. 181 показано вибропоглощающее металлическое основание под электровентиляторы серии ЭВР № 3—6 с резиновыми амортизаторами.

Рис. 181. Вибропоглощающее металлическое основание под электровентиляторы:
а — вид спереди; б — вид сбоку; 1 — электровентилятор; 2 — металлическое основание; 3 — резиновый амортизатор

Существуют и другие типы виброизолирующих подставок.

Для уменьшения шума, передаваемого воздуховодами, применяют брезентовые звукоизолирующие вставки, которые устанавливают между воздуховодами и вентилятором.

С той же целью устанавливают внутри воздуховодов пластинчатые глушители.- Они состоят из ряда параллельных пластинок, выполненных из звукопоглощающего материала и установленных в уширенной части воздуховода.

Применяются также различные звукоизолирующие камеры.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru