Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Слесарь
механосборочных работ

           

§ 3. Сборка валов, осей и муфт

Составной вал (из двух, трех и более частей) собирают в жесткое соединение с помощью муфт: шлицевых, гладких, цилиндрических, конических и глухих свертных. При этом вал устанавливают и закрепляют на призматических опорах с регулируемой высотой, обязательно соблюдая соосность валов (рйс. 42,б). Соосность проверяют, прикладывая контрольную линейку к валам в вертикальной и горизонтальной, плоскости (рис. 42, а). Между линейкой и валами не должно быть никаких зазоров.

Рис. 42.
Прверка соосности валов:
а — линейкой, б — призматической опорой, в — индикаторным приспособлением; 1 — вал, 2 — линейка, 3 — опора

Совпадение осей валов можно проверить также хомутиком, оснащенным индикатором. Хомутик закрепляют на конце одного из валов так, чтобы измерительный стержень индикатора касался наружной поверхности конца второго вала (рис. 42, в). После этого начинают вращать вал с хомутиком вокруг его оси, наблюдая за показаниями стрелки индикатора. После проверки соосности осей валов приступают к установке и закреплению муфт.

Для проверки соосности концов валов двух разных сборочных единиц (агрегатов), например А и Б (рис. 43), применяют специальные поворотные приспособления, представляющие собой съемные кронштейны 1 и 4, закрепляемые на концах валов. Винтами 3 и 2 в одном из положений кронштейна устанавливают (по щупу) зазоры m и n между измерительными поверхностями.

Рис. 43.
Схема проверки соосности валов с помощью специального поворотного приспособления

Если оси расположены правильно, то зазоры m и n будут одинаковы в любом положении кронштейнов при повороте валов А и Б. Если при повороте валов на 180° зазор m увеличится или уменьшится, значит, вал Б перекошен, а если зазор m остается таким же, но изменится величина зазора n, значит, оси валов А и Б параллельны, но не совпадают.

Сборку муфты обычно начинают с подготовки деталей к сборке. Пригоняют шпонки, проверяют посадочные места деталей, собирают муфту. Ниже описана сборка многодисковой муфты. На вал насаживают зубчатое колесо 19 (см. рис. 39, в), промежуточное кольцо и фланцевую втулку 11, которая укрепляется на валу шпонкой и стопорным винтом. Затем приступают к сборке фрикционных дисков, которые своими выступали должны входить в прорези зубчатого колеса и вала. Сначала ставят ведущий диск 13, затем ведомый 12 и т. д. поочередно. Последним устанавливают ведомый диск 2.

После набора дисков ставят стопорный диск 14, у которого в торце имеются отверстия, затем навинчивают гайку 15, предварительно собранную с кулачками 18 и фиксатором 16. Фиксатор 16 вводится в любое отверстие диска 14. Далее устанавливают подвижную втулку 17, на которую действует рычажная система.

Муфту регулируют следующим образом; вытянув фиксатор 16, подтягивают гайку 15 до тех пор, пока при вращении вручную не почувствуется трение между дисками. После этого вращают гайку 15 в обратную сторону, пока не исчезнет трение между дисками, затем в отверстие стопорного диска 14 снова вводят фиксатор 16. После этого включают муфту. Если при этом усилие включения не превышает усилия, указанного в чертеже, регулирование считают законченным. Если усилие велико, то гайку 15 отворачивают до тех пор, пока усилие станет нормальным.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru