Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Слесарь
механосборочных работ

           

§ 2. Муфты и тормоза

Муфты разделяются на следующие грулпы:

  • постоянные, предназначенные для длительного соединения валов;
  • сцепные, служащие для соединения и разъединения валов во время работы;
  • свободного хода, передающие вращение только в одном направлении;
  • предохранительные, ограничивающие угловую скорость или крутящий момент или компенсирующие температурные удлинения вала.

Постоянные муфты делятся на жесткие и упругие. Жесткую муфту (рис. 38,а — в) применяют для соединения валов на длительное время. Она требует точного центрирования соединяемых валов. Крутящий момент передается от одного вала к другому через жесткие элементы муфты.

Рис. 38.
Постоянные муфты:
а — жесткая, б — продольно-свертная, в — поперечно-свертная, г — упругая втулочно-пальцевая муфта; 1,4 — валы, 2 — конический штифт, 3 — муфта, 5,8 — полумуфты, 6 — болты с гайками, 7 — шпонка, 9 — шпилька, 10 — кожаное кольцо, 11 — гайка

Поперечно-свертная муфта (рис. 38,в) состоит из двух полумуфт 5 и 8, которые напрессовывают на концы соединяемых валов 1 и 4 и закрепляют призматическими шпонками 7. Между собой половинки муфты соединяют болтами 6 или шпильками. Перед окончательной сборкой выверяют радиальное биение обода полумуфты и зазор между их торцами (они должны быть в пределах допустимых величин, указанных в чертеже).

Упругая муфта допускает некоторое отклонение^соединяемых валов от соосности, смягчает толчки и удары, возникающие в передачах.

Упругая втулочно-пальцевая муфта (рйс. 38,г) допускает вращение валов в любом направлении. Она состоит из двух полумуфт 5 и 8, связанных между собой специальными шпильками 9. В одной полумуфте шпильки укреплены жестко гайками 11, а в другой — концы шпилек сидят в резиновых или кожаных кольцах 10. Каждая полумуфта может быть ведущей или ведомой. Такие муфты обеспечивают эластичное соединение при незначительных перекосах осей.

По принципу действия сцепные муфты (рис. 39, а, б) делятся на кулачковые и фрикционные.

Рис. 39.
Сцепные муфты:
а — кулачковая, б — фрикционная дисковая, в — фрикционная многодисковая

Кулачковая сцепная муфта (рис. 39,а) состоит из двух полумуфт 4 и 8, сцепляющихся между собой зубцами (кулачками) 7. Полумуфта 4 смонтирована на ведущем участке вала и закреплена неподвижно шпонкой 6 и стопором 5, а полумуфта 8, сидящая на ведомом участке вала 1, может перемещаться вдоль вала по направляющей шпонке 3. Ведомая половина муфты перемещается с помощью системы рычагов 2, электромагнита или давления жидкости. Муфты этого типа обеспечивают надежное соединение валов.

Фрикционная сцепная муфта передает крутящий момент силам трения. В зависимости от формы и количества поверхностей трения фрикционные муфты называются дисковыми, многодисковыми, конусными и цилиндрическими (барабанными).

Конусная фрикционная сцепная муфта (рис. 39,б) применяется для плавного включения ведомого вала 1 на ходу, т. е. во время вращения ведущего вала; она работает за счет силы трения, возникающей между торцами ведущего и ведомого дисков 9, 10 муфты после ее включения.

Многодисковая фрикционная муфта показана на рис. 39, в. Фрикционные диски 12 и 13 изготовляются из чугуна, стали, латуни, бронзы или из фрикционных пластмасс. Движение передается с одного вала на другой за счет трения, возникающего на торцовых поверхностях дисков, прижимаемых с нужной силой друг к другу.

На фланцевой втулке 11, закрепленной на валу шпонкой и стопором, насажены ведущие диски 13, а между ними ведомые диски 12, которые своими выступами входят в пазы зубчатого колеса 19. На этой же втулке закреплены стопорный диск 14, в торце которого имеются отверстия, и гайка 15 с кулачками 18. Через гайку проходит фиксатор 16, который вводится в любое отверстие диска 14.

Муфта включается с помощью рычажной системы, действующей на скользящую втулку 17. При включении втулка смещается по направлению стрелки, раздвигдет кулачками 18 и зажимает диски. Сила трения, возникающая между дисками, приводит в движение ведомый вал. Выключение производится обратным движением.

Предохранительная муфта, ограничивающая крутящий момент, применяется для предохранения вала и связанных с ним деталей передачи от разрушения при перегрузке. Муфты этого типа работают за счет среза или трения.

Фрикционная предохранительная муфта (рис. 40, а) по конструкции не отличается от фрикционной сцепной муфты. Нажим на трущиеся части во фрикционной предохранительной муфте осуществляется пружинами. Они затягиваются на такую величину, которая не препятствует передаче рабочего крутящего момента. При перегрузке диски 2, расположенные между полумуфтами 1, 3, скользят, не передавая движения рабочему органу.

Рис. 40.
Предохранительные муфты:
а — фрикционная, б — кулачковая

Предохранительная кулачковая муфта показана на рис. 40,б. Подвижная в осевом направлении полумуфта 3 соединена с валом 7 шпонкой 9 и Сцеплена с зубчатым колесом 4 кулачками 5. Полумуфта находится под действием пружины 6, степень сжатия которой регулируется гайкой 8.

При передаче крутящего момента, превосходящего расчётный, полумуфта вследствие наклонной формы кулачка сместится вправо, преодолевая сопротивление пружины, а зубчатое колесо с кулачками 5 провернется на валу 7 и будет проскакивать, расцепляя кулачки. При этом кинематическая цепь разрывается. После устранения причин, вызывающих перегрузки, передача движения восстанавливается автоматически под действием пружины 6.

Тормоза. К числу фрикционных механизмов, применяемых в строительных, грузоподъемных и транспортирующих машинах, относятся тормозные устройства (рис. 41,а,б).

Рис. 41.
Тормоза:
а — колодочный, б — ленточный

Колодочный тормоз (рис. 41,а) имеет две колодки 1, охватывающие тормозной диск 2. Колодки 1 расположены на рычагах 3, соединяемых тягой 4 с винтовым механизмом, регулирующим зазор между колодками. Усилие торможения создается пружиной 5. Освобождение тормоза выполняет электромагнит 6, сердечник которого втягивается при включении машины. Имеются также колодочные тормоза с расположением колодок внутри тормозного диска. Колодки изготовляются из чугуна. Часто их делают с накладками из фрикционного материала (ферродо).

Ленточный тормоз (рис. 41,б) имеет стальную ленту 7 с накладками 8 из фрикционного материала. Концы ее присоединяются к рычагу 9, винтовой механизм служит для регулирования тормоза. Включение тормоза осуществляется грузом 10 или пружиной, включение — электромагнитом 11. Тормоз охватывает шкив 12.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru