Учебники
по популярным
профессиям


>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Профессиональное обучение

Резчик по дереву

       

Композиция в изобразительном искусстве

Композиция - одно из основных понятий изобразительного искусства. Лучше начать знакомство с ней с перечисления ее основных принципов (здесь под принципами понимаются исходные положения, способы достижения цели): целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие, единство. Именно эти принципы отражаются в следующем определении композиции: построение такого произведения, когда составляющие его части взаимно увязаны друг с другом, а каждая часть подчинена целому, так же как и всё целое связано с каждой из его частей.

Целостность - это в первую очередь вопрос необходимости и достаточности художественных средств и художественного выражения для раскрытия темы: лаконичными, простыми приемами, понятными зрителю, когда в произведении нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать.

Соподчинение. Любое произведение должно иметь свой композиционный центр, совпадающий со смысловым центром (идеей, темой). Всё остальное построение картины и в плоскости и в глубину (планы) подчинено композиционному центру, помогает раскрытию темы.

Соразмерность - это вопрос пропорций, размеров, масштабности как главных фигур, так и второстепенных. При этом используются приемы перспективы, ритмики, линейной композиции.

Равновесие подразумевает соотношение фигур, цветовых или контрастных пятен и т. д. Оно достигается приемами симметрии, золотого сечения, отношения по принципу музыкальных чисел, ритмики, образной геометрии и т. д.

Единство - это синтезирующий принцип, связывающий все остальные принципы композиции, включающий понятие единства и противоположности во взаимосвязи ее отдельных частей.

Контрастность присуща любому произведению пластического искусства. Под контрастностью понимаются: сопоставление хроматических (цветовых) площадей картины по принципу дополнительных цветов или противопоставление светлых площадей темным (очень часто в отношении 1:2), холодных тонов - теплым; противопоставление мест, насыщенных деталями или фигурами, - свободному пространству (непрерывность и разрыв); крупнорельефных форм — мелкорельефным (в скульптуре, резьбе) или резной поверхности - гладкой; крупных фигур - мелким; фигуры - фону, статики людей - их динамике и т. д.

Аналогия - это другая форма взаимосвязи элементов композиции, выражающаяся в их повторении, чередовании величин, акцентов. Если в строгих орнаментах такое чередование бывает выражено в точном повторении элементов или мотивов изображения по законам симметрии, то в станковой живописи, а иногда и в резном орнаменте, эта строгость не соблюдается. Повторяемость выражается в аналогии, схожести, что получило в последнее время название ритмики. Такую повторяемость мы встречаем и в контурах силуэтов фигур, в складках одежды, в чередующихся близких по тону цветовых пятнах или акцентах освещения и т. д.

В заключение отметим, что композиция подразделяется на три вида: фронтальную, глубинно-пространственную и объемнопространственную. Под первой подразумевается плоскостная композиция, применяемая в декоративно-прикладном искусстве, в том числе в маркетри. Глубинно-пространственная - это композиция картины станковой живописи. Третий вид композиции характерен для скульптуры. Мы остановимся подробнее на композиции картины станковой живописи, лежащей в основе двух других, и выделим две ее стороны: линейную и цветовую композицию.

Линейная композиция

Линейная композиция (она также иногда называется плоскостной) - это построение изображения на поле картины для лучшего его прочтения. Уже само по себе белое полотно, ограниченное кадром (рамой), имеет определенное значение по его формату и расположению. Вытянутый по вертикали формат придает картине стройность и возвышенность, а в горизонтальном направлении - «распахнутость», удобную для массовых сцен и динамичных полотен. Наибольшую устойчивость и уравновешенность придают картине форматы, имеющие пропорции золотого сечения.

Если мы поместим на чистое поле отрезок прямой линии, то заметим функциональную разницу в его положении: горизонтальное или вертикальное его направление определяет устойчивость, диагональное - движение. Отрезок, размещенный в верхней части картины, кажется падающим, в нижней - лежащим на опоре, в средней - более удаленным, ближе к краю - ближе к зрителю. Эти свойства используются и для смысловой организации картины.

Связано с этим и положение горизонта на картине: при низком горизонте возникают торжественность и монументальность, при слишком низком - театральность. Высокий горизонт создает приземленность, камерность, замкнутость. Наиболее устойчивая и приятная для глаза линия горизонта, делящая плоскость по вертикали в золотом сечении.

Организация поля картины, распределение сюжета на плоскости являются первыми шагами к отражению темы картины (предварительно выношенной и мысленно отработанной художником). В первую очередь уделяется внимание композиционному центру - главной части картины, объединяющей и зрительно, и по смыслу все остальные его части. Это может быть главное лицо (лица), действие, центральное пятно пейзажа, основной предмет натюрморта и т. д.

Следует учитывать, что, выполняя построение в плоскости картины, имеющей два измерения, на самом деле художник создает иллюзию пространства, глубины. Он располагает фигуры и предметы как бы в объеме. Этот объем часто бывает показан, например, воображаемой поверхностью усеченной четырехгранной пирамиды или ее части, если речь идет об интерьере («Сватовство майора» П. Федотова, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи), а в пейзаже - иногда даже в виде вогнутой чаши поверхности земли («Возвращение охотников» П. Брейгеля, «Масленица» Б. Кустодиева) и др. Такой глубинный синтез в картине создается организацией ее планов.

План - это часть изображенного пространства над полосой, горизонтальной плоскости: земли, пола. Планы обычно отделяются каким-либо фронтальным построением в виде отдельных фупп людей или кулис (группа деревьев, лесной массив, стена здания и т. д.). Деление на планы часто бывает условным и не всегда ясно выражено. В одной и той же картине можно выделить три-четыре укрупненных плана или (вместо них) около пятишести более мелких. Основная задача художника при компоновке планов заключается в создании иллюзии глубины картины, пространства.

Цветовая композиция

Здесь мы рассмотрим цветовую композицию как часть глубинно-пространственной, о чем говорилось выше. Познакомимся сначала с терминологией, принятой в цветоведении и среди художников.

В цветоведении хроматические цвета (в отличие от ахроматических: черного, белого и промежуточной градации - серого) различают по трем характеристикам: цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Цветовой тон - это качество цвета: красный, зеленый, синий и т. д.

Насыщенность - степень выраженности цветового тона в каком-либо цвете. Она может быть определена как степень отличия данного цвета от одинакового с ним по светлоте ахроматического (серого) цвета. Цветовая насыщенность ахроматических цветов принимается за нуль.

Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Художники в своей терминологии эти три признака используют редко. Они объединяют их в единое понятие «тон», которое понимается как тот сложный цвет, который получается смешением на палитре, как правило, нескольких различных красок и который точно соответствует тому тону в натуре, что получится с учетом собственного цвета предмета, рефлексов на нем, влияния соседних цветов, удаления от зрителя и др. Полученный тон на палитре должен гармонично сочетаться с соседними тонами на картине. Иными словами, тон в живописи — это точно определенный цвет с учетом его светлоты и насыщенности, являющийся следствием влияния окружающей среды на локальный цвет предмета и скорректированный отношением на поле картины.

Отсюда же идут и удобные для живописи понятия: общий тон, например, отдельного дерева без учета его нюансов и градаций; тональность, например, всей картины в целом. Для характеристики тона применяются такие уточняющие определения, как «более плотный тон», «более контрастные тона», «тон теплее (холоднее)» и т. д.

В основе всех цветов лежат три цвета: желтый, красный, синий. Теоретически любой другой цвет можно получить их смешением.

Дополнительные цвета - это цвета, которые по законам оптики при смешении дают белый цвет, например: зеленый и красный; оранжевый и синий; желтый и фиолетовый. Их еще называют контрастными, противоположными (по расположению в замкнутом цветовом спектре).

Дополнительные цвета можно определить следующим простым способом: два цвета из трех основных, смешанные вместе, дадут дополнительный цвет третьему. Например, желтый в смеси с синим (получится зеленый) даст дополнительный цвет красному и т. д. Сочетания дополнительных цветов одинаковой светлоты очень сочные, но слишком утомляют глаз. Более точно дополнительный цвет можно определить так: долго смотреть на данный цвет, затем перевести глаза на белое поле, тогда уставший глаз увидит цвет, противоположный данному не только по цветовому тону, но и по светлоте. Так, для темно-красного (теплого) глаз отметит светло-зеленый (холодный), для насыщенного оранжевого — голубой. Именно такое сопоставление дополнительных тонов дает наиболее благоприятное сочетание, например в орнаменте.

Локальный цвет (тон) - собственный цвет предмета, абстрагированный (изолированный) от влияния окружающей среды.

Холодные и теплые цвета (тона) расположены в цветовом спектре вправо и влево от желтого. Каждый из тонов может иметь более теплый (в сторону желтого и оранжевого) или более холодный (в сторону синего) оттенок. Так, красный цвет с примесью оранжевого теплее красного с примесью фиолетового; желто-зеленый теплее зеленого, а зеленый теплее сине-зеленого; также серый цвет может быть холодным и теплым в зависимости от оттенка - синеватого или желтоватого.

Колорит - это совокупность всех цветов картины, ее цветовой строй (яркий, контрастный, мягкий, приглушенный, высветленный и т. д.).

Мы познакомились с терминами и понятиями, с которыми сталкивается художник, решая колористический строй картины. А теперь рассмотрим непосредственные задачи цветовой композиции.

Под цветовой композицией понимается такое построение картины (также и маркетри) в цвете, когда ее поверхность в своем ансамбле представляет собою равновесие различных по форме, цвету, интенсивности масс, в котором взаимосвязь выражается в гармоническом единстве. Опыт, интуиция, тренированный глаз художника создают гармонию красок, и тогда мы говорим о целостности и общей тональности картины.

В цветовой композиции есть свои правила и каноны. Так, почти всегда в картине (или в маркетри) доминирующими являются один или два, реже три цвета. Их верно взятое тоновое отношение и определяет общую тональность картины, ее цветовой строй.

Соотношение масс контрастных пятен (светлых и темных) часто близко к золотому числу или выражается пропорцией 1:2 (т. е. для площади картины доли будут 1/3 и 2/3). То же самое можно сказать и о соотношении холодных и теплых тонов. Иногда эти площади явно различимы, иногда они рассредоточены по полю картины, образуя тем не менее определенную композицию.

Цветовая согласованность двух таких тональных масс осуществляется за счет оттенков и переходных тонов, которые охватывают всю картину, как бы рассыпаясь по ее поверхности. И здесь большую роль играет цветовое отношение. Тон, цветовой оттенок каждого пятна, мазка кистью воспринимается и уточняется только в связи с окружающими его цветовыми пятнами (по отношению к ним). Это заставляет иногда приглушить слишком звучные контрастные тона или, наоборот, создавать тоновое окружение дополнительным цветом, чтобы заставить «заговорить» какой-либо тон. Известно, например, что на темном фоне светлый тон кажется ярче. В окружении красного черная краска приобретает глубокий темно-зеленый тон, ахроматические серые цвета будут теплее на фоне холодных красок и холоднее - в окружении горячих и т. д.

Закон контраста и закон тонового окружения важно знать как резчику по дереву, так и маркетристу. Особенно в маркетри нужно уметь извлечь из древесины те тона, которые отсутствуют в ее природе, и делается это с помощью тонового окружения. Так, для подчеркивания холодного тона в наборе маркетри (например, зеленого) делается окружение его теплыми тонами. В рельефной интарсии мастер, желающий получить более звучный цвет красной древесины, должен сочетать ее с древесиной более холодных тонов.

Из сказанного можно сделать вывод: противоположности (в цвете, в световом контрасте и др.) должны быть не только умело выделены, но с еще большим умением соединены в союз. В работах по дереву реже встречаются противоположности цвета, но в каждой поделке они проявляются в форме и характере поверхности изделия: резная и гладкая, полированная и матовая, крупнорельефная и мелкорельефная, со строгим геометрическим орнаментом и вольной резьбой сюжетной композиции, прямолинейных и криволинейных очертаний и т. д.

Часто в роли композиционной, объединяющей тональности в картине выступает свет, т. е. освещенность предметов. В работе над световой контрастностью в картине учитывается и то обстоятельство, что наш глаз не воспринимает истинную, абсолютную светлоту предметов природы; так же й на картине тоновые пятна приобретают тот или иной оттенок лишь при сочетании друг с другом.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru