Учебники
по популярным
профессиям


>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Профессиональное обучение

Резчик по дереву

       

Варианты декоративного оформления резной виноградной кисти

В этом разделе предлагаются варианты декоративного оформления резной виноградной кисти, техника выполнения которых упрощена по сравнению с рассмотренной выше работой.

На рис. 215 показана конструкция поделки. Материалом для изготовления ее служит также гармоничная пара древесины: темная - для восьмиугольного канта и фона, светлая - для виноградной кисти и рамки. Этот вариант имеет преимущества в первую очередь при подборе материала. В качестве светлой древесины можно использовать чертежную доску из липы или березу, для темного материала подойдет,фанерка (шпон) красного дерева, т. е. для фона можно взять обычную многослойную фанеру и облицевать ее фанеркой красного дерева.

Рис. 215.
Вариант барельефа виноградной кисти (а). Построение чертежа рамки (б)

Перед изготовлением поделки сначала строится внутренний эллипс (см. рис. 215) по выбранному соотношению осей. Ширина рамки берется согласно условию: EF=KL=MN, а сторона ВС должна быть по длине средней между АВ и CD.

Дпя выполнения канта (рис. 216) удобно склеить фанерки красного дерева: для бортиков - в два слоя, для средней части, на которой будут вырезаны шарики,- в шесть-семь слоев. С этой целью надо нарезать резаком или ножом (можно и ножницами) полоски такой фанерки шириной, равной толщине липовой доски, и длиной, соответствующей самой большой стороне восьмиугольного канта. При его семислойной средней части таких полосок будет 88.

Рис. 216.
Конструкция окантовочного канта из склеенных полосок шпона. Шарики выполнены фрезой до монтажа с бортовыми полосками. Стыковка углов канта

Склеиваются двухслойные полоски столярным клеем с нанесением на обе тонкого, слоя, при этом их наружные поверхности лучше предварительно смочить, чтобы избавиться от коробления фанерок. Для зажатия после склеивания удобно использовать чертежные линейки шириной 25 мм, между которыми можно расположить сразу пачку двухслойных полосок, разделенных лентами бумаги, чтобы они не склеились друг с другом. Весь набор обматывается резиновым шнуром.

Каждый семислойный пакет целесообразно при склеивании сжать двумя струбцинками между ровными и достаточно толстыми дощечками. Во избежание загустевания клея можно прогреть склеиваемые пакеты в духовке. Кромки двухслойных полосок лучше выравнивать после высыхания клея с помощью напильника или рубанка, зажав их набором в несколько штук в тисках или на верстаке между двумя дощечками.

Для изготовления шариков в средней части канта нужно использовать дрель и специальную фрезу, о которой говорилось выше. Расстояние между шариками и их количество в каждом звене определяются не только опытной пробой с помощью фрезы, а также с учетом того, чтобы места стыков этих частей канта на углах были между шариками. Но для зрительного восприятия их нужно располагать строго в углах восьмиугольника. Отсюда появляется необходимость конструктивного решения, приведенного на рис. 215 и 216. В этом случае монтаж канта производится следующим образом. Сначала последовательно приклеиваются внутренние звенья двухслойных бортиков канта со стыком в углах на ус. Затем определяется длина горизонтального звена средней части канта, концы которого будут несколько выступать за углы с учетом расположения на них угловых шариков. Эти шарики делаются в первую очередь дрелью, между ними размечаются и выполняются остальные шарики.

Полученное горизонтальное звено с шариками прибинтовывается резиновым шнуром к своему месту, затем подгоняется стык со следующим звеном, наклонным. Этим определяется длина и форма наклонного звена, которое удобно сделать симметричным, т. е. одинаково выполнить и второй конец из расчета, что на другом углу шарик будет принадлежать вертикальному участку канта.

Возможно, что при размещении целого числа шариков на наклонном звене придется изменить немного расстояния между ними по сравнению с горизонтальным звеном, но это не будет заметно после сборки канта.

Наклонное звено с выточенными шариками и с подогнанным срезом стыка с горизонтальным звеном также притягивается шнуром на свое место. После этого подгоняется вертикальное звено, делаются на его концах угловые шарики и все операции повторяются в описанной выше последовательности для горизонтальной части. Особенно осторожным, нужно быть при выполнении последнего звена, где можно ошибиться с его длиной при подгонке двух стыковых концов.

Когда все звенья средней части канта подогнаны, они в такой же последовательности отвязываются и сажаются на клей с повторным притягиванием резиновым шнуром, при этом на углах (для лучшего сжатия) придется делать перекрестные витки, переходящие с одного звена на другое. Смазывать клеем лучше обе склеиваемые части, и очень тонким слоем, чтобы клей не вышел на поверхность при сжатии деталей и не испортил резьбу. После высыхания можно отрезать выступающие концы горизонтальных и вертикальных звеньев, подгоняя их заподлицо с наклонными.

Звенья внешнего бортика канта также удобнее последовательно отрезать по длине и приклеивать их, двигаясь по периметру рамки в одном направлении. Не стоит забывать при этом делать ус на стыке концов.

Отметим, что клееная из фанерки красного дерева рейка очень хорошо режется, вязка и пластична, не дает сколов и смотрится как целиковая. Она выигрышно сочетается со светлой древесиной липы. Перед тем как обработать на ней шарики фрезой, достаточно после их разметки сделать прорезы между ними ножом с незначительным округлением углов, остальные операции выполнит фреза. После этого потребуется небольшая зачистка ножом уголков в углублениях.

Поверхность внутренней эллиптической части рамки может быть декорирована или по типу выемки описанного ранее основания поделки, т. е. мелкими резками полукруглой стамески, направленными к центру эллипса (см. рис. 202 и 219), или так, как показано на рамке рис. 217. На этой рамке резки являются одинаковыми, строго размеченными й тщательно обработанными выемками; которые надо зачищать полукруглой стамеской с двух сторон - сверху и снизу. Для липомой древесины выполнение таких углублений не'представляет большой трудности также и в резьбе поперек волокон.

Рис. 217.
Вариант рамки для барельефа виноградной кисти. При вертикальном расположении рамка имеет увеличенную ширину в верхней и нижней части

На рис. 218 приведен пример наборного канта, который может быть использован в восьмиугольной рамке (см. рис. 217) вместо канта из шариков. Он сделан из трех (можно из четырех) реек волнообразного профиля, смещенных одна относительно другой на полволны. Профиль их вытачивается с помощью круглого напильника одновременно на всех трех рейках, зажатых в тисках, затем рейки приклеиваются к внешней стороне рамки (также последовательно, в одном направлении по периферии). При нанесении клея лучше оставлять часть поверхности около резного профиля сухой, чтобы предотвратить его выход наружу при сжатии деталей. Средняя рейка приклеивается со смещением на полволны влево или вправо по отношению к первой или третьей рейке.

Рис. 218.
Ремешок - наборный кант из трех одинаковых планок, смещенных на полшага одно относительно другой

В качестве материала хорошо использовать вышедшие из употребления буковые чертежные линейки. Следовательно, это особенно удобно тогда, когда в орнаменте одной из пород дерева является бук. Для выполнения такого канта из красного дерева можно применить описанный выше метод склеивания фанерок: двух-трехслойные полоски заменяют с выигрышем в качестве (режутся легче, не колются) и внешнем виде каждую из буковых линеек. Возможность уменьшения за счет этого толщины реек канта позволит применить вместо трех четыре рейки, что даст большую выразительность.

Зачистку волнообразного профиля следует делать сразу же после обтачивания круглым напильником; когда рейки еще зажаты в тисках. Обработанные шкуркой порознь, они будут иметь заоваленный с боков профиль, а это испортит четкость геометрической формы поверхности канта.

В заключение заметим, что вместо виноградной кисти в поделке может быть использован любой другой мотив, понравившийся резчику, так же, как сама рама подойдет, например, для какого-либо сюжета маркетри, живописи, миниатюры.

Усложненный вариант барельефа

Предлагаемое на рис. 219 обрамление к сделанному барельефу виноградной кисти может быть выполнено лишь после тренировки в резьбе на ряде других поделок. Кроме того, для его изготовления потребуется и время, и терпение. Техника обрамления рассчитана на возможность использовать доступный материал - буковый паркет (имеется в виду, что предыдущий барельеф был выполнен из бука). Следует, однако, подобрать несколько дощечек одного, лучше красноватого, оттенка.

Рис. 219.
Барельеф виноградной кисти в обрамлении резного орнамента

Вырезанные из средней, целой части паркетной планки, брусочки трапециевидного профиля располагаются по контуру рамки (обода) в направлении, перпендикулярном касательным в каждой данной точке эллипса. Предварительно длину эллипса нужно разделить на несколько частей, чтобы каждая из них не превышала ширину буковой планки-заготовки. При этом для простоты можно принять два геометрических решения. В первом из них ширина обрамления по всему периметру одинакова и одинакова ширина составляющих его брусочков.

Рис. 220.
Конструкция обрамления, выполненного из резных брусочков бука

Во втором решении (рис. 220, 221) ширина обрамления на каждом участке диктуется внешним эллипсом, построенным по такому же соотношению осей, как и внутренний эллипс. В этом случае и ширину буковых брусочков лучше взять разную: от самых узких в районе большой оси, постепенно расширяющихся до самых широких около малой оси. Коэффициент отношения размеров наибольшей ширины (на малой оси) к наименьшей ширине брусочка такой же, как и в отношении размеров большой и малой осей эллипсов.

Рис. 221.
Последовательность обработки элементов обрамления. Монтаж

Указанный способ заставит вписывать рисунок резьбы в каждый брусочек заново. Этот рисунок будет изменяться от сильно сжатого и вытянутого до расширенного, но зато внесет интерес и нестандартность в резьбу. О такой динамике изменяющегося ритма в орнаменте мы будем говорить в последнем разделе книги.

Каждый брусочек стесывается с уклоном внутрь всегда с одной, например, с правой, стороны, чтобы изменение направления волокон древесины было одинаковым по всему периметру. Порядок работы целесообразен следующий.

Вырезается из достаточно толстой фанеры эллиптическая основа для монтажа, несколько меньшего размера, чем выполняемое обрамление (утопление с краев на 5-10 мм). Сделанный ранее барельеф располагается на двух поперечных планках посередине фанерной основы, и . с обратной стороны фанера привинчивается четырьмя шурупами к наиболее утолщенной части обода поделки, чтобы шурупы не вышли на лицевую, сторону. В фанерке и поперечных планках для этой; цели насверливаются отверстия на проход подобранных шурупов, а в, ободе,- поделки - на ввинчивание в них. с некоторым усилием этих шурупов. Под головки шурупов предварительно делаются полукруглой стамеской углубления для их утопления.

Толщина поперечных планок берется на 4-5 мм меньше, чем у брусочков, чтобы обод основания был впоследствии утоплен и посажен на уступы, сделанные в брусочках. Планки сыграют также и вторую роль - создадут необходимую прочность для основы барельефа, защитив ее от раскола вдоль при возможном падении поделки.

Эллиптический обод фанерной основы размечается карандашом по одному из вышеописанных способов расположения на нем буковых брусочков. Для второго случая строго прослеживается пропорциональность изменения ширины делений и направление линий раздела.

Паркетная планка застругивается с одной стороны, т. е. снимается ее паз или ребро. Делается разметка длины и ширины первого брусочка так, чтобы грань, идущая на сужение, снималась со второй, необработанной стороны паркетной планки (см. рис. 221). Излишек древесины стесывается топором и застругивается ножом. Делаются прямоугольные вырезы со стороны узкого конца, чтобы планка входила под обод орнамента на 5-7 мм. После этого отмеряется нужная длина брусочка с учетом выпуска его на принятый размер (от 5 до 10 мм) за контур фанерной основы, и тогда брусочек отрезается пилой от планки.

Зажав брусочек в тисках, напильником выравнивают его вторую грань, проверяют на плотное соприкосновение с ранее заструганной рубанком первой гранью отрезанной планки (с местом стыка второго брусочка). Для этого их нужно расположить на ровной плоскости и проверить, не получается ли расходящаяся щель. Кроме этого, просматривается поверхность соприкосновения на просвет. Плотное прилегание деталей обеспечит впоследствии незаметность их стыка в резьбе.

Как видно из рис. 220, орнамент обрамления размечается так, чтобы линии стыков шли посередине элементов орнамента (через прожилки), что создаст им лучшую маскировку. После заготовки партии брусочков (в количестве четырех - шести) их можно приклеить, поочередно притирая каждый на столярном клею к намеченному месту. Клеем смазывать нужно быстро и тонким слоем, помня, что бук немедленно реагирует на намокание и коробится. Сразу же после установки заготовленных брусочков их необходимо прижать струбцинкой, наложив на них общую. планку. Эта мера нужна, чтобы предотвратить смещение брусочков при возможной деформации их поверхности от клея.

Целесообразно перед приклеиванием придать каждому брусочку черновую форму по профилю будущего резного обрамления: заовалить его широкий конец, срезая древесину поперек волокон большим ножом. При этом нож двигается лезвием от себя, концом вперед, а брусочек упирается в выступ рабочей доски. Полукруглой стамеской делается посередине брусочка выемка для листа.

Понятно, что буковый паркет может быть заменен и на другой подходящий материал, но это должна быть одна и та же древесина, что и в выполненном ранее барельефе.

Режется выбранный рисунок обрамления при снятом (отвинченном) барельефе. Имея опыт, резчик сам найдет технику его выполнения. Обратим внимание лишь на следующие обстоятельства.

Сделав резьбу на двух-трех звеньях, можно перейти к серийному их заготовлению. Вырезать сначала все выступающие полусферические элементы. Для выполнения мелких полусфер на самом внешнем ободе надо использовать дрель и фрезу. В том месте, где этот полусферический выступ падает на стык двух брусочков и где неудачно получилась щель (чаще всего из-за деформации букового брусочка от клея), следует аккуратно забить маленький буковый клинышек на клею, чтобы ликвидировать изъян. Также необходимо поступить и с другими щелями, если они имеются, для чего удобно иногда использовать буковую фанерку (шпон). Резьба потребует тщательной шлифовки шкуркой, фон лучше обработать чеканом.

Целесообразно перед нанесением лака покрыть растительным маслом всю поверхность буковой поделки, чтобы защитить ее от влияния влаги и атмосферы.

Для вертикального или горизонтального расположения описываемой поделки нужно выбирать и соответствующую композицию виноградной кисти, чтобы было учтено естественное провисание самой грозди и листьев.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru