Учебники
по популярным
профессиям


>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Профессиональное обучение

Резчик по дереву

       

Приемы резьбы виноградной кисти

Виноградная кисть, так же как и виноградный лист, является для резчика по дереву выигрышным объектом растительного орнамента. Их скульптурность, пластичность формы именно в дереве наиболее выразительны. Поэтому изучение всех приемов резьбы этого орнамента потребуется резчику и в будущем. Рассмотрим их на конкретных примерах нашей поделки.

Для ее изготовления сначала лепится форма виноградной кисти из пластилина, что в данном случае можно сделать непосредственно на изготовленной основе для барельефа. В первую очередь пластилин накладывается на утолщенную часть кисти, чтобы определить ее рельеф, затем лепятся листья, уточняется их изгиб, композиция. Накатываются различной величины шарики ягод и ими формируется форма кисти по найденному рельефу. Если имеются затруднения в определении формы кисти непосредственно в пластилине, лучше сначала сделать рисунок на бумаге или использовать уже имеющийся. (рис. 209), а затем, определив масштаб увеличения, с помощью пантографа или клетчатой сетки перевести его в нужные размеры.

Рис. 209.
Виноградная кисть является пластически выигрышным объектом для барельефного орнамента

С формой кисти в пластилине надо поработать основательно, не полагаясь на последующую доделку в дереве; найти для нее наиболее удачное положение. В этом случае, так же как и в поисках композиции на бумаге, полезно использовать зеркало для проверки найденного решения (рис. 210). Дело в том, что в процессе труда мастер привыкает к допущенным ошибкам в композиции и рисунке. Чтобы их заметить, нужно или отложить работу на несколько дней и посмотреть на нее потом свежим глазом, или увидеть в зеркале ее обратное изображение. Тогда глаз, привыкший, например, к левому смещению какой-либо части композиции, сразу же заметит в зеркале ее смещение вправо.

Рис. 210.
Проверка композиции и рисунка с помощью зеркала

На другой день проверьте еще раз композицию и форму лепки: нельзя ли ее упростить. Найдите композиционные пинии (рис. 211), постарайтесь их подчеркнуть, дать более четкий строй отдельными звеньями и элементами барельефа. Осмотрите его при различном освещении и с помощью зеркала, найдите для него единственное, строго определенное положение, зафиксируйте карандашом несколько пограничных точек на доске, чтобы на этом же месте расположить впоследствии и барельеф из дерева.

Рис. 211.
Построение рисунка кисти винограда с подчинением расположения ягод и очерков деталей обобщающими композиционными линиями

Выполнение резной виноградной кисти в дереве может быть сделано по-разному: или из целиковой заготовки, или в виде составного комплекса, где к частично вырезанным на едином брусочке виноградинкам добавляются с боков, а то и сверху другие ягоды с ножками, выточенными на токарном станке. Второй метод дает большую маневренность резчику в выборе и исправлении композиции, а также преимущества в поисках материала.

Может быть и третий способ - полный набор кисти из выточенных на токарном станке виноградинок, вставляемых в некоторую предварительно обструганную по форме кисти деревянную болванку.

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, причем трудно отдать какому-либо из них предпочтение. Все зависит от возможностей, материала и поставленной перед резчиком задачи. Применение в композиции заранее выточенных виноградных ягод вносит сухость, стандартность в изделие. Но эти недостатки можно блокировать целенаправленной работой, индивидуальной подгонкой каждой ягоды. Возможность же замены и подбора ягод не только по форме, но и по цвету хотя и вносит в работу дополнительные трудности, зато придает дополнительный эффект, большую выразительность поделке.

Для начинающего резчика целесообразно использовать второй способ. Он дает ему возможность тренироваться в применении обоих приемов, исправлять допущенные ошибки, а также обходиться небольшими объемами материала.

Выточка шариков на токарном станке описана в разделе «Ручной токарный станок». Здесь мы расскажем лишь о приемах резьбы на целиковой деревянной заготовке. С учетом доступности материала изготовим среднюю часть виноградной грозди (рис. 212, а) из буковой планки, например, паркетной, с боков гроздь будет расширена за счет вставных ягод, выточенных отдельно. Также отдельно будут сделаны листья и черенок кисти.

Рис. 212.
Приемы резьбы виноградной кисти:
а - разметка и резьба ягод на буковой паркетной планке; б - дополнительные приставные ягоды и крепление ими резной планки к основе; в - разметка ягод с помощью полукруглой стамески при резьбе на цепиковой заготовке (планке)

С целью получения большей выпуклости кисти поднимем одно из ребер планки, оперев его на приставной лист, который будет прикреплен, в свою очередь, к основе с помощью деревянных ножек-шпилек других приставных ягод.

По имеющемуся в распоряжении резчика профилю полукруглой стамески определим размер ягод винограда (сделать для этого предварительную пробу стамеской на образце бука) и нанесем на деревянную планку карандашный рисунок подлежащих вырезанию ягод. Выделим композиционные линии (см. рис. 211), которые помогут определить строй ягод. Удалим лишнюю древесину на планке с учетом формы кисти.

Напомним резчику, что у полукруглых стамесок должны быть скруглены боковые уголочки лезвия, которые в противном случае будут оставлять следы и царапины.

Резьбу каждой ягоды ведем от ее середины (стамеску держим фаской вверх). Стамеска при этом за один резок (т. е. срезание древесины за один прием) изменяет угол наклона от почти горизонтального до вертикального, по мере того как поверхность сферы закругляется. Не надо обрезать всю форму ягоды сразу, за один прием. Подходящая стамеска за один приём может срезать половину сферы, но это не делается, так как могут быть сколы в сторону соседней ягоды. Сначала нужно наметить лишь небольшую стружку древесины и тут же подрезать ее с обратной стороны аналогичным движением, но уже по форме обработки соседней с ней виноградинки (рис. 212, в). Это значит, что, вырезая одну виноградинку (1), резчик сразу же намечает и окружающие ее ягоды (2, 3, 4, 5, 6), причем не только по границе с обрабатываемой, но и пограничные друг с другом. Практически это приводит к тому, что резчик с опытом двумя-тремя движениями стамески сразу намечает положение ягод на целом участке кисти, что определяет уже зрительно ее форму и выявляет места, которые должны быть выбраны глубже и которые останутся так, как они получаются в процессе округления ягод винограда.

Глубокие прорези между отдельными ягодами в некоторых местах выполнять нужно, особенно если кисть режется вся целиком. Это делает резьбу более выпуклой, горельефной в отдельных деталях, дает темные места теней, игру света. Так и должно быть в любой горельефной резьбе, но увлекаться таким приемом не следует. Все должно быть в меру: изрезанная «канавами» кисть теряет целостность, компактность.

Техника выполнения прорезов между ягодами - дело выдумки самого автора резьбы: где-то достаточно применить обычный нож или узенькую прямую стамесочку, сделанную из надфиля с округленным лезвием, иногда можно снять часть древесины вдоль уголком или царазиком, а то и просто высверлить ряд углублений тонким сверлом на стыке между тремя ягодами, а затем уже к ним или от них вести прорезы, заботясь о том, чтобы менять их форму и характер. Одинаковость высверленных отверстий может испортить ручную работу, вызовет ощущение штампа и соответственное неуважение к труду мастера. Надо помнить, что следы инструмента, особенно сверла, не должны угадываться в изделии (мы исключаем из вышесказанного специальные приемы декора поверхности резьбы в виде резков от полукруглой стамески, где они не наносятся произвольно, а композиционно обыгрываются).

Полезно для глубоких прорезов аналогичного типа применять зубоврачебные фрезы разных размеров и форм, вставленные в обычную дрель, а еще лучше, если использовать для этой цели гибкий вал бормашины. Тогда фрезами можно обрабатывать и поверхность резьбы. Но машинизация должна применяться в меру, так как она также вносит штамп в работу, а иногда приводит и к огрублению формы. Дерево - материал более пластичный и податливый, чем, например, кость или камень, оно позволяет применять различные приемы обработки и довольно широкий набор инструментов, требует и от резчика такой же пластичности в работе.

В случае применения комбинированного способа выполнения виноградной кисти, т. е. с использованием приставных, наиболее объемно выполненных ягод, прорези и углубления между виноградинками целиковой части кисти нужно делать в композиционной связи с приставными ягодами. Они сами по себе дадут глубокий рельеф и, конечно, вызовут аналогичный строй и ритм в выполнении формы других ягод.

Крепление вырезаемой кисти к основе делается или с помощью двух-трех деревянных штифтов, которые вставляются с обратной стороны доски в просверленные, общие для скрепляемых деталей отверстия, или с помощью ножек приставных ягод-шариков так, чтобы их ножки вошли на клею в основу. Приставные ягоды нужно не только подбирать из серии выточенных по форме, цвету и оттенку текстуры, но и подгонять по месту, чаще всего подрезая полукруглой стамеской место соприкосновения с соседней ягодой, а то и с двумя ягодами.

Листья виноградной кисти

Виноградные листья могут быть разной формы в зависимости от сорта винограда. Конечно, резчик выбирает наиболее выразительную форму листа, а также его положение, изгиб и размер, подчиняя их общей композиции орнамента или сюжета. При этом он часто отходит от натуры, придавая листьям декоративную условность, понимая, что виноградная кисть или лист в резьбе не являются элементами натюрморта, а служат всего лишь мотивом для декоративной композиции. Но их характерные черты должны быть сохранены и даже подчеркнуты. Рассмотрим некоторые технические приемы, позволяющие передать характер и форму виноградного листа в резьбе.

В идеале мастер должен научиться так резать лист, чтобы полукруглой стамеской, крутой или пологой, он мог лепить общую форму листа, а в пересечении резков при этом должны получаться острые кромки, имитирующие прожилки или изгибы листа (см. рис. 213). Поэтому, наметив карандашом центральные прожилки (одну посередине и по две-три с каждой стороны от нее), резок полукруглой стамески направляют так, чтобы выходящий на поверхность край лезвия ее шел вдоль прожилки. Другие резки стамески направлены от краев листа к центральным прожилкам и создают иллюзию мелких прожилок и изгибов.

Рис. 213.
Рисунок и композиция виноградного листа в резьбе по дереву. Пятилепестковый лист винограда (а) и трехлепестковый лист (6)

Резьба должна быть чистой, инструмент - острым, и поверхность листа впоследствии не зачищается шкурками. Однако для этого нужен опыт. Поэтому на первых порах резчик может попробовать обработать лист по его натуральной форме, используя различные приемы и виды инструмента. Сначала по карандашному следу с двух сторон аккуратно надрезаются; кончиком ножа прожилки с припуском на толщину. Древесина по обе стороны от прожилок выбирается так, чтобы они стали выпуклыми и постепенно утончались. Резак для этой операции не подойдет, да и ножом придется учиться пользоваться. Нож держится с сильным наклоном в сторону движения, тянется как бы вдоль лезвия. Если в процессе работы образовались сколы, то надо в этом месте изменить форму листа за счет среза испорченной части прожилки и операцию повторить.

Можно вместо выпуклых прожилок вырезать вогнутые, что делается значительно проще. Для этого используется царазик или уголок в тех местах, где направление прожилок совпадает с долевой текстурой древесины или близко к ней. Для других участников наиболее подходящим инструментом является нож, которым пользуются так же, как и в первом случае.

При выполнении остальной формы листа применяется нож, полукруглые и плоские стамески, а при зачистке поверхности - надфили и шкурки, иногда скоблюшки или изогнутый (по требуемой форме) в горячем виде плоский надфиль.

Кроме техники резьбы нужно обратить внимание и на художественный аспект работы: лист не должен быть плоским, а его прожилки - прямыми (рис. 213). Надо найти форму листа с красивым изгибом, который сочетается с общей композицией кисти. Поиск этот ведется не только в рисунке, но и в пластилине. Из пластилина лепится сначала вся гроздь винограда с листьями, затем она помещается в углубление изготовленной основы и там дорабатывается. Потом по пластилиновой форме делается деревянная заготовка. При этом лист может быть вырезан непосредственно на такой заготовке, а может быть и приставным, т. е. прикрепленным к основе с помощью деревянного штифта (или двух), закругленный кончик которого не помешает общему виду поделки: он будет создавать впечатление капельки или бугорка на листе. На рис. 214 можно заметить и такой способ крепления листьев к основе, когда штифты замаскированы в углублениях между лепестками листа.

Рис. 214.
Детали колонны:
крепление накладной резьбы; резьба концевых участков накладного орнамента; голова дельфина в двух ракурсах - декоративное оформпение базы

Еще лучше использовать для этого одну-две приставные виноградинки, ножки которых послужат штифтами (шпильками) дпя крепления листа.

В рассматриваемом случае крепление можно сделать и с помощью деревянных штифтов, вставленных в отверстия с обратной стороны против наиболее толстых мест детали листа.

Наметить и просверлить эти отверстия в основе удобнее с лицевой стороны, а на самом листе гнезда под штифты делаются через полученные отверстия основы с обратной ее стороны.

При выполнении приставного (накладного) листа с ним полезно поработать отдельно в пластилине после того, как гроздь винограда будет вырезана из дерева.

Таким образом, после найденной в пластилине формы лист делается из дерева следующим образом. Подбирается дощечка соответствующей формы и толщины, на ней карандашом прорисовывается форма листа. Определяются места, которые лучше отпилить сразу и какие нужно предварительно выбрать стамеской, пока заготовка листа не отрезана и удобно держать в руке всю доску. Вырезается полукруглой стамеской общая форма листа, прорисовываются прожилки. Полукруглой стамеской с двух сторон от линии прожилок делаются канавки (начиная с центральной прожилки), дающие в пересечении ребра прожилок. Дальнейшая работа идет или только полукруглыми стамесками с одновременным созданием и поверхности листа, и прожилок в пересечении резков, или по второму методу - с выполнением сначала выпуклых или вогнутых прожилок, а затем остальной формы листа.

Черенок кисти делается из плоской дощечки так, чтобы направление волокон древесины шло вдоль основной ветки. Заготовка вырезается, обстругивается ножом, местами обтачивается напильником. Окончательно отделанная ветвь крепится с одной стороны упором разветвленных кончиков в углублениях на ягодах и листьях прикрепленной виноградной кисти, а с другой стороны - с помощью деревянного штифта, замаскированного на выходе под сучок ветки. Штифт сажается на клей в общее отверстие, просверленное в черенке и основе, лучше под некоторым наклоном для большей имитации сучка.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru