>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

РЕКЛАМНОЕ ДЕЛО

       

4.3. Государственное регулирование рекламы

Высший контроль над рекламной деятельностью и, что самое главное, меры пресечения ненадлежащей рекламы осуществляют государственные структуры, а именно Министерство по антимонопольной политике (далее - МАП). Основным государственным юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками рекламного процесса (российских и иностранных граждан, физических и юридических лиц), является Закон о рекламе [1]. Данный Закон нацелен на защиту от недобросовестной и недостоверной рекламы.

В первой главе данного Закона в соответствии сост. 5 недобросовестной признается реклама, которая:

  1. содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  2. порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
  3. представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождественен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующиетребования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавцатакого товара;
  4. является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

  1. о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  2. о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия иди декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
  3. об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  4. о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
  5. об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживании товара;
  6. о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
  7. об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
  8. о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
  9. об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  10. о рекомендациях физических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
  11. о результатах исследований и испытаний;
  12. о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  13. о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
  14. об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
  15. о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  16. о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  17. об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  18. о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут оказаться с информацией, которая должна быть представлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  19. о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
  20. об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В Законе о рекламе четко оговариваются товары, реклама которых не допускается (товары «повышенной опасности») (ст. 7):

  1. это товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
  2. наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры;
  3. взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехнических изделий;
  4. органы и (или) ткани человека в качестве объектов купли-продажи;
  5. товары, подлежащие государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
  6. товары, подлежащие обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
  7. товары, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Во второй главе данного Закона рассматриваются особенности отдельных способов распространения рекламы: реклама в телепрограммах и телепередачах; реклама в радиопрограммах и радиопередачах; реклама при кино- и видеообслуживании; наружная реклама и установление рекламных конструкций; реклама в периодических печатных изданиях и т.д. Так, например, в соответствии со ст. 14 Закона о рекламе с 1 января 2008 г. общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы не должна превышать пятнадцати процентов времени вещания в течение часа. Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» религиозные телепередачи, передачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее пятнадцати минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью одна минута. Если детская передача занимает не менее двадцати пяти минут, то продолжительность телевизионной рекламы увеличивается до полутора минут, если же детские передачи длятся не менее сорока минут, то рекламное время увеличивается до двух с половиной минут.

В третьей главе Закона о рекламе особое внимание уделяется рекламированию определенного вида товаров, таких как лекарственные средства, медицинская техника, изделия медицинского назначения; пиво и напитки, изготовленные на его основе; табачные изделия; продукция военного назначения и оружие и т.д. Так, например, в рекламе пива (ст. 22 Закона о рекламе) нельзя говорить, что употребление пива имеет большое значение для достижения общественного признания, профессионального или личного успеха либо об улучшении физического состояния, нельзя обращаться к несовершеннолетним, а также использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 ч местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 ч местного времени; на первой и последней полосах газет и журналов; в детских, образовательных, медицинских оздоровительных организациях, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях и планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Наконец, Закон о рекламе оговаривает государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. В соответствии со ст. 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается на основании антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Предписание подлежит выполнению в срок не менее пяти дней со дня его получения.

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе считается неисполненным, если по истечении срока исполнения такого предписания продолжается распространение ненадлежащей рекламы. Неисполнение предписаний антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» Кодекса РФ об административных нарушениях, в которую ФЗ от 21 июля 2005 г. № 113-ФЗ внесены изменения, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с п. 5 ст. 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с зако-нодательством РФ. При этом уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Кроме Закона о рекламе, существует закон, знание которого обязательно для всех, кто имеет отношение к рекламной деятельности. Это Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который утрачивает силу 1 января 2008 г., так как вступает в действие четвертая часть ГК РФ. Однако в настоящее время данный Закон имеет силу и регулирует использование обозначений, отличающих «товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц» [2] (ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Следовательно, данный Закон имеет к рекламе самое непосредственное отношение.

В Законе «О товарных знаках» говорится, в частности, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 5 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:

  • не обладающих различительной способностью;
  • представляющих собой государственную символику, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций и другие знаки или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;
  • вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;
  • являющихся общепринятыми символами и терминами.

В качестве товарных знаков или их элементов не могут быть зарегистрированы обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

В соответствии со ст. 6 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет, т.е. исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и это право охраняется законом. Никто не может использовать товарный знак без разрешения его владельца.

Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, продажа или иное введение в хозяйственный оборот товарного знака, или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров. В соответствии со ст. 4 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» регистрация товарного знака может быть аннулирована Патентным ведомством, например, в связи с прекращением срока ее действия (10 лет с момента регистрации заявки Патентным ведомством) или по причине неиспользования товарного знака в течение трех лет (ст. 29 данного Закона).

Другой закон, знание которого необходимо при проведении мероприятий по стимулированию сбыта, а также осуществлении прямых продаж или прямого маркетинга, - Закон РФ «О защите прав потребителей» [3].

Согласно этому Закону продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной инфор-мации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию или исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии или номере свидетельства о государственной аккредитации, а также информация об органе, выдавшем лицензию или указанное свидетельство.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию отоварах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работах, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (ст. 12). За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru