Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник модельного бизнеса

Профессия МОДЕЛЬ

       

Фотосъемка

Фотосъемка — один из основных видов работы модели. Фото в журналах, в частности — на обложках, создают самый благоприятный имидж. По сути, все опубликованные фотографии являются рекламой модели, поэтому эта работа считается одной из самых престижных. Фото с изображениями модели можно условно разделить на две категории: коммерческие и издательские.

Коммерческими называют фотографии, которые используются для рекламы товаров и услуг. Это фото для товарных этикеток и упаковок, каталогов и буклетов. Коммерческие фотографии отличаются оплатой и престижностью. Есть особенно престижные съемки — для рекламы известных фирм или торговых марок. Все зависит от заказчика: чем он солиднее, тем престижнее съемка. В связи с этим модель должна знать свой уровень и перспективы.

В США и во Франции перспективным моделям не рекомендуется соглашаться на съемки для каталогов или на рекламу таких товаров, как гигиенические средства, стиральные порошки и средства от тараканов. Лучше выждать время и дождаться предложений от парфюмерных фирм или дорогих бутиков. Так обстоят дела на Западе, у нас модели используют любую возможность получения работы. И это оправданно — каждая работа позволяет обрести опыт и улучшить портфолио.

При производстве коммерческих фотографий рекламное агентство или клиент обычно представляют себе конечный результат. Перед съемкой специалисты составляют подробный рисунок (поза модели, декорации, одежда, спецэффекты). Дело модели — выполнить задуманное, максимально используя свое мастерство и опыт. Вы не имеете права советовать фотографу, в каком ракурсе вас снимать, только потому, что так вы выглядите лучше.

За конечный результат фотосъемки отвечает определенное лицо: фотограф либо представитель заказчика. Именно поэтому от вас требуется строго выполнять указания и импровизировать, когда разрешат.

Работа для каталога, напротив, подробно не планируется. Чаще всего модель должна сидеть или стоять в выданном ей костюме либо держать в руках рекламируемый товар, не забывая при этом улыбаться. Основная задача каталога — сделать наибольшее количество снимков за короткое время, и тут модель должна продемонстрировать два основных качества: дисциплинированность и эффективность работы. Позы при съемке каталога обычно статичны, поэтому нужно слушать фотографа — никаких экспериментов.

Издательской называется съемка, результаты которой будут использованы для публикаций в журнале. Редактор или арт-директор определяют тему и концепцию съемки, подбирают фотографа и моделей, которые способны ее осуществить. При этом определяется только стиль фотографий, позы, ракурсы и мизансцены, как правило, выбирает фотограф. Бывают ситуации, когда редактор сообщает фотографу, что через неделю журналу понадобятся иллюстрационные фотографии для статьи о пейджерном юморе или типологии клубных девушек. Фотограф отбирает моделей, определяет место съемки, приглашает специалистов, обеспечивает одежду и творит на свое усмотрение. Тут возможна импровизация: сюжеты рождаются прямо на площадке, тут же обсуждаются и осуществляются. Главное для модели — найти общий язык с фотографом, кроме того — можно творчески подходить к позированию. В конце концов арт-директор из двух десятков фотографий выберет две-три, которые будут опубликованы.

Отдельно следует упомянуть о съемках на обложку журнала, для страниц моды и для раздела красоты. Обложки журналов занимают почетное место в портфолио модели, особенно, если журналы международные. На такой съемке подготовка модели (прическа, макияж, стиль) занимает больше времени, чем сама фотосъемка. От модели зависит только выражение лица и поза (если это не портрет крупным планом). Во время съемки на обложку фотографы просят модель о чем-то думать или мысленно произносить какой-нибудь эмоциональный монолог. Если девушка будет стоять перед объективом как безжизненный манекен с пустым взглядом, снимки вряд ли получатся удачными.

При журнальных съемках на страницы моды нужно демонстрировать умение правильно подать одежду, обувь и аксессуары. Для раздела красоты, где публикуются советы по макияжу и средствам по уходу за кожей, требуются модели с безупречной кожей, поскольку снимки часто делаются крупным планом. И напоследок — журнал журналу рознь. Съемки для эротического журнала вряд ли повысят репутацию начинающей модели, сняться для Elle или Harper’s Bazaar считается престижно, а попасть в съемочный павильон к фотографам с мировым именем Патрику Демаршелье, Хельмуту Ньютону или Ричарду Аведону — предел мечтаний каждой модели.

Настоящая работа — это поймать модель в момент спокойствия. Вот тогда модели получаются естественными и красивыми. Вот тогда я их и фотографирую.

Большинство моделей не сразу настраиваются на работу, поэтому я сажаю их перед собой и разговариваю. Они расслабляются, и бывает, что идеальная фотография получается за десять минут. Другие включаются в процесс сразу, и тогда я снимаю целый день. Для меня действительно не важно — десять минут или целый день, когда речь идет о фотографии.

Еще одно наблюдение: девушек следует фотографировать пока у них беззаботные лица. Они еще не думают о жизни, не думают о том, как выглядят со стороны. Если девушке больше чем двадцать лет — это слишком поздно для начала карьеры. Все что получится на фотографии — это неуверенность в себе, суетливые движения или, напротив, застывшие лица. Любой, кто волнуется, ужасно ведет себя перед камерой. Но дело не в возрасте! Важно лишь избавиться от волнения.

Патрик Демаршелье, фотограф

Фотосъемка — это тяжелая работа, требующая выносливости и хорошей подготовки. Как правило, съемки длятся целый день, особенно если группа работает на природе: дорог каждый час, каждая минута. Если вы заранее знаете, какой фотограф будет вас снимать, постарайтесь вспомнить, какие съемки он делал до этого и в каком стиле работает. Для этого стоит регулярно просматривать модные журналы, обращая внимание на фамилии фотографов.

Через некоторое время вы научитесь различать стиль работы известных профессионалов. Понимая индивидуальное видение сюжетов, вы сможете точнее вписаться в творческую концепцию фотографа.

Супермодели, достигшие славы и известности, могут позволить себе капризничать на съемочной площадке. Они могут отказаться работать с фотографом, который не отвечает их уровню, не начнут работу, пока освещение не будет соответствовать их вкусу, не наденут платье, которое им не нравится. Впрочем, такие фокусы, скорее, исключение, чем правило. Начинающие модели и модели среднего уровня должны беспрекословно выполнять команды профессионалов. Руководить на съемочной площадке должен режиссер или постановщик съемки. У нас чаще главным лицом является фотограф. Как правило, перед началом съемки проводится небольшое совещание всей творческой группы, где определяется план работы, последовательность и детали съемки. Убедитесь, что вы все поняли правильно (непонятливая или постоянно ошибающаяся модель вызывает раздражение). Уяснив все нюансы, вы отправляетесь делать прическу и макияж, а фотограф начинает готовить декорации и выставляет свет для первого кадра.

На прическу и макияж в зависимости от стиля съемки может уйти от 30 минут до нескольких часов. После того, как с этим покончено, вы начинаете одеваться. Стилист подберет одежду и аксессуары, и посоветует с чего стоит начать. Иногда, особенно во время съемок на природе, у вас может не быть специальной комнаты для переодевания. Не стесняйтесь того, что приходится переодеваться прямо в студии или за спинами коллег — это часть вашей работы.

Переодевшись, убедитесь, что вы чувствуете себя удобно и попытайтесь войти в образ. Попробуйте немного подвигаться. Если съемка будет динамичная, поставьте музыку и потанцуйте — тогда движения становятся естественными и пропадает скованность. Перед тем, как встать в кадр, модель должна выслушать указания фотографа. Скорее всего, он начнет работу с того, что сделает несколько пробных снимков «полароидом» или цифровой камерой. Так проверяется не только модель и ее удачные ракурсы, но и то, как выставлен свет и выглядят декорации.

У фотографов существует два разных подхода к съемке — приверженцы каждого из них убеждены, что именно так нужно работать. Мы не беремся судить, какой из них более результативный, просто опишем их:

    Первый заключается в том, что фотограф сам подбирает позу модели: выставляет руки и ноги, контролирует поворот головы и наклон подбородка. Модель замирает в выбранном положении, а фотограф, периодически подходя к фотоаппарату, проверяет полученную картинку. Затем снова возвращается к модели, что-то подправляет, и, добившись со своей точки зрения идеального результата, щелкает затвором фотоаппарата, после чего ситуация повторяется — делаются следующие кадры. Этот метод не позволяет сделать большого количества фотографий, при нем сложно добиться внутрикадровой динамики и естественных движений, но фотографии получаются выверенными.

    Второй способ съемки требует и от модели, и от фотографа большей самостоятельности и квалификации, а от модели еще и полного владения своим телом. Модель принимает исходную позу, после чего начинает двигаться в кадре, самостоятельно определяя последовательность поз. Выражение лица и поза сменяются по команде, причем командой может быть вспышка блица либо щелчок затвора фотокамеры. Щелчок — и снова меняется поза, меняется выражение лица. При этом фотограф работает очень быстро, на современной фотоаппаратуре он может выбрать скорость съемки 5-8 кадров в секунду. Уже потом из «контролек» выбирают кадры, которые можно предъявить заказчику — их может быть немного, но они выглядят максимально естественно.

Независимо от того, какую манеру съемки выбирает фотограф, модель должна уметь позировать. Она должна знать, в каких ракурсах выглядит более фотогенично, и какое выражение лица наиболее удачно. Модель должна знать, что ей можно делать в кадре, а чего делать не стоит, кроме тех случаев, когда следует прямое указание сделать так, а не иначе. Конечно, фотограф выскажет замечания по поводу вашей работы: посоветует изменить позу или обратит ваше внимание на выражение лица, которое понравилось ему больше всего. При этом модель не имеет права возмущаться и протестовать, когда ей кажется, что фотограф запечатлел ее (по ее мнению) неудачно. Нужно понимать, что на съемках работают специалисты, которым виднее, что лучше сделать для того, чтобы получить задуманный сюжет. Стоит помнить, что от модели прежде всего ждут профессионализма.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с такой ситуацией: приходит на площадку «мадель» — суперзвезда киевского разлива. Ее накрасили, одели, она становится в кадр и говорит: «А шо мне делать?» В таких случаях я говорю: «Давайте определимся, кто есть кто. Я — фотограф. Мое дело поставить свет, декорации, посмотреть в дырочку и нажать на кнопочку. Вы — модель. Ваша работа — позировать, а не спрашивать.

Значительно лучше работать с моделью, которая действительно профессионал в своем деле. Многие наши барышни думают, что если они красивые и замечательные, то больше ничего не нужно. А фотографы тем временем предпочитают работать с моделью, которая владеет своим телом, которая знает, какой профиль у нее лучше и какая улыбка на фото выглядит красиво.

Модель должна уметь показывать свои достоинства и прятать недостатки. Этому нужно учиться, и готовых рецептов здесь нет. Я, например, рекомендую девочкам проводить больше времени перед зеркалом, изучая себя. А еще — анализировать каждую тестовую съемку: «Вот эта улыбка у меня хуже получается, а этот поворот головы выглядит лучше». Нужно все запомнить и взять на вооружение. В этом, собственно, и заключается профессионализм

Валентин Карминский, фотограф

Модель должна владеть собой. Некоторые правила, о которых вы должны помнить, находясь перед объективом, помогут вам в работе:

  • Если фотограф снимает вас с нижней точки, он хочет добиться эффекта длинных ног. Если носки туфель направлены в сторону объектива, то длина ног оптически увеличивается.
  • Если ближнее плечо выше дальнего и к тому же закрывает подбородок, скорее всего, кадр получится неудачным. Модель должна контролировать свою осанку, кроме того — во время щелчка фотоаппарата рекомендуется слегка напрягать шейные мышцы.
  • Если модель фотографируют сидя, желательно, чтобы ее ноги были сведены или заброшены одна на другую — лодыжки и колени ног должны соприкасаться. Не нацеливайте ступню на камеру, потяните носочек в сторону или к полу, следите, чтобы ближе к объективу были колени, а не ступни ног.
  • Сцеплять пальцы рук могут себе позволить только опытные модели. Это же касается позы, при которой рука подпирает подбородок. Нежелательно, чтобы в кадр попадали тыльные стороны ладоней. Если ваши руки находятся на корпусе, нужно стараться, чтобы кисти располагались под некоторым углом к фотоаппарату. Играя с волосами, разводите локти в стороны, не нацеливая их в объектив.
  • При съемках в полный рост лучше всего перед щелчком камеры втянуть живот и немножко потянуться вверх, чтобы тело почувствовало напряжение. Не бойтесь выглядеть неестественно, гораздо хуже, если модель сутулится. И даже наклоняясь, нужно слегка прогибать спину — это всегда выглядит эстетично.

Если фотограф просит вас изменить позу, это не означает, что вы должны сделать это резко. Изменение позы и повороты выполняются плавно, с сохранением образа и эмоционального состояния. Во-первых, для того, чтобы фотограф мог зафиксировать разные стадии движения, во-вторых, чтобы он успел дать команду остановиться в тот момент, когда пойман нужный ракурс. Кроме того, нужно контролировать положение тела относительно источников света в павильоне, или относительно солнечного света, если съемка происходит на природе. Конечно, фотограф, стилист или постановщик съемки подскажут вам, если у вас на лице появятся тени, но работа ускорится, если модель сама будет понимать, как освещены ее лицо и фигура.

Если вы чувствуете, что начинаете застывать в определенной позе, используйте перерыв, пока фотограф меняет пленку, чтобы сделать разминку и расслабить мышцы лица. Ваше напряжение может сказаться на результатах съемки: застывшие в одном положении руки выглядят искусственно, уставшие глаза начинают часто моргать. Если неудачных снимков один-два на сотню, это не страшно, если больше десяти — это не понравится ни фотографу, ни заказчику. В случае, если съемка коммерческая, каждый кадр имеет важность. Если усталость побороть сложно, попросите небольшой перерыв и дайте себе отдохнуть. Но лучше заранее потренироваться: постоянно держать хорошую осанку, принимать стандартные позы, копируя известных моделей на журнальных фото, отрабатывать красивое положение рук, смотреть в зеркало и стараться не моргать как можно дольше.

Я работаю достаточно быстро и требую от модели, чтобы она не стояла на месте. Перед съемкой (особенно, если модель начинающая), я даю несколько подсказок:
  • Вы стоите перед камерой, уже выставлен свет, и мы начинаем работать. Первое срабатывание камеры, щелчок и вспышка — это сигнал, что нужно поменять позу, поворот головы, улыбку или взгляд. Схема проста: щелчок — вспышка — смена. При этом нужно фиксироваться в каждой позе. Щелчок камеры дает сигнал: нужно поменять позу и зафиксироваться. Если поза не нравится, я говорю: «Нет, дальше». Я постоянно даю модели подсказки: «Голову туда, руки сюда». Но это лишь ориентиры, в остальном — модель должна работать сама.
  • Я всегда акцентирую внимание: «Вы должны чувствовать себя легко, принимайте только те позы, которые вам удобны». Есть фотографы, которые «лепят» из тела абстрактные скульптуры. У меня другой стиль: я стараюсь больше работать со светом, композицией, фоном, при этом модель должна быть естественной. У меня есть упражнение номер один: набрали воздух и выдохнули, расслабили плечи, чтобы тело приняло естественную позу — только тогда модель на фотографии выглядит хорошо.
  • Есть еще один секрет, который я выдаю перед съемкой: «Постарайтесь в соответствии с одеждой и макияжем, придумать себе какой-то образ или какую-то роль. Фотосъемка — не просто смена поз, а актерская игра. Ни в коем случае не принимайте неудобные позы, в которых приходится балансировать или удерживать равновесие». Если я говорю: «Посмотри туда, туда или туда», не нужно просто направлять взгляд в пространство, нужно найти в этом направлении какую-то точку и смотреть в нее, чтобы взгляд был сконцентрированным.
  • Конечно, существуют технические секреты: например, можно улучшить цвет лица за счет разных схем света. С помощью других хитростей можно удлинить ноги, увеличить грудь, убрать дефекты лица. Я считаю, что фотограф должен все учесть при съемке, не рассчитывая на то, что компьютерный дизайнер исправит и дорисует картинку. Сейчас быстро развивается цифровая фотография, возможности Photoshop и других компьютерных программ практически неограниченны, но рассчитывать на это нельзя — тем хуже будет результат.
  • Соотношение количества и качества отснятого материала на пленке у всех разное. Кто-то снимает одну пленку, кто-то десять — у каждого фотографа свой стиль работы. Теоретически можно заставить модель двигаться, как она захочет, и снимать со скоростью пять кадров в секунду, отсняв в результате 50 пленок. Наверняка, один кадр будет хороший. У меня средний выход — 5 кадров с пленки. На съемке я обычно чувствую — нет, не было еще нужного кадра. И вдруг — раз, хлопок, и я точно знаю, что кадр был. Я стараюсь продублировать его несколько раз. После этого я сразу заканчиваю съемку

Валентин Карминский, фотограф

И напоследок — еще несколько советов. Ни в коем случае не комплексуйте и не чувствуйте себя зажатой. Не воображайте, что все на съемочной площадке только и заняты тем, что радуются вашим ошибкам. У съемочной группы масса забот. К тому же нельзя забывать, что вас снимают не для того, чтобы показать миру вашу красоту, а чтобы создать рекламный образ или образ для журнала. Перед съемкой вы должны оговорить сюжеты и ракурсы. Вы должны знать, что делать. Пускай заказчик или фотограф покажут вам эскиз или раскадровку, опишут стиль вашего макияжа, укажут степень обнаженности, перечислят количество тем или сюжетов, в которых вы будете задействованы. Конечно, в процессе работы могут быть небольшие отклонения, нельзя творить по расписанию, и если они не вредят вашей репутации, не воспринимайте их слишком категорично. А если фотограф или заказчик вдруг решили что-то поменять кардинально, лучше связаться со своим букером и уточнить ситуацию.

Огромное значение на фотосъемке имеет то, как вы сработаетесь с командой. У каждого профессионала своя мера таланта, деловая этика и привычки — все это составляет индивидуальность. Невозможно описать типичного фотографа, также как и стилиста, визажиста, парикмахера. Если у вас получается совместная работа, снимки получатся замечательными. Будьте доброжелательны, работая в кругу профессионалов, особенно в начале карьеры. Иногда не сразу получается найти взаимопонимание — все озабочены тем, чтобы результаты получились как можно лучше, и поэтому кажутся хмурыми и придирчивыми. Чем больше вы проявите усердия, тем лучше будут отношения с коллегами. Здесь не имеются в виду личные отношения, хотя, они, конечно, возможны. Это может влиять на качество работы как положительно, так и отрицательно. Но по большому счету работа есть работа. и если выясняется, что личные отношения мешают, нужно прекращать или то, или другое.

Отдельно следует напомнить о том, что модель должна иметь, собираясь на съемку. Независимо от того, говорили вам это или нет, вы должны иметь при себе три комплекта белья: телесное, белое и черное. Чаще всего используется телесное. Возьмите колготки без блеска и пару обуви на каблуке (на всякий случай). Портфолио на съемку брать необязательно, но, возможно, фотографу захочется его посмотреть. Волосы на съемке должны быть чистые, лишняя растительность удалена, на лице не должно быть макияжа.

Вы приходите на съемку как чистый лист для визажиста, парикмахера и фотографа.

P.S. Если пробные кадры были сделаны «полароидом», не забудьте после съемки попросить несколько снимков для портфолио. Обычно между съемкой и публикацией проходит несколько месяцев, поэтому пока нет возможности вложить в бук настоящие снимки, придется довольствоваться пробными.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru