>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Аудиторская деятельность

       

12.2. Планирование состава и численности аудиторской группы

Прежде всего определяется уровень квалификации и опыта сотрудников аудиторской фирмы. Для наглядности можно использовать рейтинговую оценку знаний и опыта каждого специалиста. При этом в качестве условной единицы опыта используются знания и опыт, которыми обладает специалист, возглавляющий аудиторскую группу, — руководитель проекта.

Руководителем проекта может быть специалист, имеющий аттестат аудитора и опыт работы не менее пяти лет в качестве аудитора. Такие требования объясняются тем, что руководитель проекта должен организовать проведение проверки и контролировать деятельность персонала, участвующего в ней.

Заместитель руководителя проекта — это специалист, имеющий аттестат аудитора и опыт работы (3 года — 5 лет) в качестве аудитора, способный в необходимых случаях заменить руководителя проекта.

Специалисты:

а) специалисты-эксперты, привлекаемые для проверки участков, которые носят специфический характер:

  • специалист-финансист — для проведения финансового анализа и прогнозирования финансовой ситуации;
  • специалист по налогообложению и налоговому планированию — для проверки правильности исчисления налогов и пр.;
  • специалист-юрист — для проверки учета контрактов, договоров и порядка ведения претензионно-исковой работы;
  • специалист по работе с ценными бумагами — для проверки операций с ценными бумагами;
  • другие специалисты — для проверки других направлений деятельности предприятия-заказчика.

    Эти специалисты должны иметь опыт работы (3 года — 5 лет) по своему роду деятельности;

б) специалисты-аудиторы — для проверки операций бухгалтерского учета.

    Эти специалисты должны иметь опыт работы (1 год — 3 года) в области бухгалтерского учета и аудита, ревизорской или инспекторской работы;

в) вспомогательный персонал — для решения остальных вопросов, связанных с деятельностью аудиторской группы во время проверки.

Конкретный персональный состав зависит как от вида проверки, так и от полученной на предыдущих этапах оценки объема необходимых аудиторских процедур, аудиторских и других рисков, времени, необходимого для проверки, и ряда других факторов (характер бизнеса заказчика, сфера и специфика его деятельности, организационно-штатная структура, объем учетной и отчетной информации, система бухгалтерского учета и отчетности, уровень внутреннего аудиторского и состояние финансового контроля).

Конкретный персональный состав в обязательном порядке должен быть избран из числа независимых специалистов, принимающих участие в проверке, и согласован с руководством предприятия-заказчика.

В табл. 12.1 представлены примерные составы аудиторских групп при соответствующих видах проверок.

Таблица 12.1. Примерные составы аудиторских групп при проведении различных видов проверок


Рассмотрим подробнее обязанности специалиста-финансиста, специалиста по налогообложению и налоговому планированию, специалиста-юриста, участвующих в аудиторской проверке.

Задана специалиста-финансиста — проведение финансового анализа предприятия-заказчика и разработка финансового плана (или уточнение финансового плана при его наличии у предприятия- заказчика на момент начала проверки).

Результатом деятельности специалиста-финансиста должны стать выводы о финансовой деятельности предприятия-заказчика (финансовое заключение), которые войдут в отчет (заключение) аудиторской группы. Эти выводы содержат финансовый анализ деятельности предприятия-заказчика; кроме того, они могут включать в себя оценку финансового плана.

Задача специалиста по налогообложению и налоговому планированию — проанализировать правильность исчисления налогооблагаемой базы и исчисления налогов, правильность применения льгот в разрезе видов налогов (при наличии льгот), возможность применения льгот в разрезе видов налогов (при отсутствии льгот), а также правильность расчетов по налогам и сборам.

Результатом работы этого специалиста должны стать выводы по налогам, сборам и отчислениям, которые являются частью аудиторского заключения (аудиторского отчета).

Задача специалиста-юриста — анализ договорной и претен- зионно-исковой работы предприятия-заказчика.

Результат его работы — выводы, которые должны стать частью заключения (отчета) аудиторской группы. При проведении юридического анализа договорной работы следует обратить особое внимание на наличие журнала регистрации, первых экземпляров договоров (контрактов) в юридическом отделе, бланка согласования договора с различными службами предприятия-заказчика, а также типовых форм договоров.

Отсутствие в юридическом отделе заказчика первых экземпляров договоров с необходимыми реквизитами (подлинными печатями и подписями сторон) существенно усложняет претензи- онно-исковую работу и саму деятельность предприятия.

При проведении юридического анализа претензионно-исковой работы следует установить, ведется ли журнал регистрации претензий и исков; осуществляется ли учет исков по временному и материальному критериям; учитываются ли иски, решенные в пользу предприятия; проводится ли анализ допущенных ранее нарушений для последующего составления (исправления) типовых договоров.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru