Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО

       

Основы речной гидрологии

Речная гидрология — это один из разделов гидрологии, науки о водах земного шара и о процессах, происходящих в них. Речная гидрология рассматривает процессы, происходящие только в реках!

Реки — это водные потоки, образовавшиеся в результате соединения атмосферных осадков и грунтовых вод.

Площадь, с которой река собирает воду, называется водосборной или бассейном реки.

Начало реки, т. е. то место, где появляется постоянное русло, называется истоком. Место впадения реки в море, озеро и другую реку является ее устьем.

Если по линии наибольших глубин сделать продольное сечение реки или ее участка и затем выпрямить его, то получится продольный профиль реки (рис. 70, а). Для наглядности при построении профиля вертикальный масштаб берут гораздо крупнее горизонтального. Вследствие этого профиль дна выглядит как зубчатая линия, у которой вершины соответствуют мелким местам (перекатам), а впадины — глубоким (плесам).

Продольный профиль реки

Рис. 70.
а) — продольный профиль реки; б) — поперечный профиль долины реки; в) — реечный водомерный пост; 1 — на стенке гидротехнического сооружения; 2 — на одиночной свае

При проведении поперечного сечения долины реки вертикальной плоскостью получим поперечный профиль долины реки (рис. 70, б), в котором можно выделить следующие элементы: а) речную долину — ложбинообразное углубление в земной коре, образованное вековой деятельностью реки; б) русло реки — наиболее пониженную часть долины, занятую речным потоком при средних и низких (меженних) уровнях воды; в) пойму реки — часть дна долины, заполняемую только при высоких уровнях воды.

Уровень реки в течение года не остается постоянным. Обычно он поднимается весной в связи с таянием снега, во время дождевых паводков, таяния ледников и высокогорных снегов. Наблюдают за уровнем реки в определенных пунктах — водомерных постах различного типа (рис. 70, в).

Скорость течения непостоянна во всех точках поперечного сечения реки: у дна она меньше, чем на поверхности, а посредине больше, чем у берегов. Зависит она в основном от уклона реки, глубины и так называемой шероховатости русла. В равнинных реках скорости колеблются в пределах 0,2—3 м/сек, в горных — достигают 6—8 м/сек и более.

Речные воды несут с собой твердые частицы грунта, называемые наносами, которые образуются в результате размыва русла реки и смыва почв с поверхности бассейна.

Часть продуктов размыва при уменьшении скорости потока в среднем течении и низовье начинает оседать на дне, образуя повышенные участки дна — отмели и перекаты. Отмели, примыкающие к одному из берегов, называются прибрежными, а находящиеся посредине реки и не соединяющиеся с берегами — осередками. Длинные и сравнительно узкие отмели называются косами.

Перекат — это наносное образование, обычно представляющее собой косой подеречный вал, пересекающий русло.

Устья рек, впадающих в моря и океаны, подвергаются действию приливов и отливов. Во время прилива морская вода движется вверх по реке, вследствие чего в ее устьевой части изменяются направление и скорость течения. С расстоянием приливное течение затухает. При отливе морская вода начинает двигаться в обратную сторону к устью, и скорость течения реки увеличивается. Передвижение и отклонение наносов во время прилива происходит от моря вверх по реке, а во время отлива — в обратную сторону, причем этом случае наносы выносятся в море наиболее интенсивно.

На режим устья реки, впадающей в море, влияют также сгонно-нагонные колебания уровня и морские волны. Чем больше размеры волн в море, тем выше по реке они распространяются.

В СССР преобладающим типом рек являются реки с весенним половодьем. Для них характерны три основных периода: 1) весеннее половодье; 2) летне-осенний период, в течение которого река питается почти исключительно грунтовыми водами; 3) зимний период, разделяющийся на три фазы: замерзание, ледостав и вскрытие.

Период, когда возможно движение судов, называется навигацией. На большинстве рек в нашей стране навигация продолжается от 170 до 250 дней.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru