Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Слесарь механосборочных работ

       

§ 4. Контрольно-регулирующие устройства

Регулирующая аппаратура предназначена для регулирования скорости перемещения штока гидроцилиндра и величины усилия за счет изменения количества жидкости, протекающей в единицу времени через трубопровод, и давления жидкости в отдельных полостях гидропривода. Конструкции регулирующих устройств и их комбинации разнообразны. Ниже рассмотрены основные из них.

Рис. 107.
Устройство щелевого дросселя (а), предохранительного шарикового клапана (б)

Дроссели предназначены для регулирования скорости движения подвижного элемента (поршня) гидроцилиндра путем изменения сечения проходного отверстия дросселя. На рис. 107, а показано устройство щелевого дросселя. Масло подводится к отверстию 1 в корпусе 3 дросселя, затем через щель b и внутреннюю полость валика 2 к отверстию 7 и далее — в гидросистему. Ширина щели может изменяться поворотом валика 2, установка которого в требуемое положение осуществляется с помощью лимба 4, а фиксация — накатной гайкой 5. Отверстие 6 служит для слива масла, просочившегося через зазоры.

Предохранительные клапаны служат для ограничения повышения давления в какой-либо полости гидравлической системы. На рис. 107, б показан предохранительный шариковый клапан. Шарик 8 удерживается в седле сильной пружиной 9, натяжение которой регулируется винтом 10. Натяжение пружины определяет максимально допустимое давление в полости А, при превышении которого жидкость из полости А вытекает в полость Б через предохранительный клапан. Так как жидкость подается насосом с некоторой пульсацией, шарик тоже будет открывать и закрывать отверстие периодически, вследствие чего будет иметь место и пульсация давления в полости Б. Для уменьшения ее применяют предохранительные клапаны с переливным золотником.

Обратные клапаны предназначены для пропускания жидкости только в одном направлении. На рис. 108, а приведено устройство такого клапана Г51-2. Под давлением масляного потока, подводимого через отверстие А под клапан 1, последний, преодолевая усилие пружины 2, приподнимается над седлом 3 и открывает проход маслу к отверстию Б. При изменении направления масляного потока клапан прижимается к седлу, перекрывая путь маслу в обратном направлении.

Рис. 108.
Устройство обратного клапана Г51-2 (а), клапана Г52-1 (б)

Предохранительные клапаны с переливным золотником служат для поддержания определенного постоянного давления в гидросистемах, а также для предохранения их от перегрузки. На рис. 108,б показано устройство предохранительного клапана с переливным золотником типа Г52-1. Масло под давлением через канал Б и отверстие В в демпфере золотника 8 поступает в полость Ж и под шариковый клапан 5, настроенный на определенное давление. Пока давление в системе не преодолеет усилия, на которое настроена пружина 4, гидравлически уравновешенный золотник пружиной 7 удерживается в крайнем нижнем положении, перекрывая масло на слив.

При повышении давления в гидросистеме шариковый клапан 5, преодолевая усилие пружины 4, открывается. Из полости Ж по каналу Д масло поступает на слив, вследствие чего давление в полости понижается, при этом равновесие сил, действующих на золотник 8, нарушается. Последний под давлением масла в полостях Г и Е поднимается, соединяя полости давления со сливом. Это приводит к уменьшению давления в гидросистеме. При падении давления в ней ниже того, на которое настроена пружина 4, шариковый клапан 5 закрывается, не допуская проход масла на слив. Давление в полостях Г, Е и Ж при этом выравнивается, и золотник 8 под действием пружины 7 опускается, перекрывая слив масла в бак.

Для разгрузки гидросистемы (снятия давления) через отверстие А масло спускают из полости Ж. Разгрузка может производиться и с помощью дистанционного управления. Для этого пробку 6 удаляют и к отверстию присоединяют сливной трубопровод с краном дистанционного управления.

Напорные золотники с обратным клапаном используют для пропуска потока масла в одном (прямом) направлении при заданном давлении и в другом (обратном) — с минимальным сопротивлением. На рис. 109 показано устройство напорного золотника с обратным клапаном типа Г66-2. Масло подводится в полость А. Пружина 1 отжимает золотник 2 в крайнее нижнее положение, разъединяя полости А и Г, .при этом последняя соединяется с полостью гидроцилиндра. Одновременно через отверстие Б и полость В давление передается на нижний торец золотника 2. Когда давление в системе преодолевает усилие пружины 1, золотник поднимается, полости А и Г соединяются и масло под давлением проходит в полость гидроцилиндра. В обратном направлении масло проходит, отжимая золотник 3 в крайнее нижнее положение.

Рис. 109.
Устройство золотНика напорного с обратным клапаном

Распределительная аппаратура предназначена для управления потоками жидкости в гидросистемах изменением их направления, а также для включения и выключения отдельных участков гидросистемы при поступлении внешних сигналов управления. Последние могут подаваться вручную или с помощью той или иной системы автоматического управления. К распределительным устройствам относятся краны и золотники. Краны используются в основном в цепях управления. Кран переключают поворотом его пробки.

Золотники реверсивные предназначены для изменения направления движения (реверсирования) рабочих органов. Золотники бывают с ручным и автоматическим управлением (от кулачка, с электрическим и электрогидравлическим управлением).

На рис. 110, а приведено устройство четырехходового золотника с управлением от кулачка (типа Г74-21). При освобожденном рычаге 1 золотник 2 занимает крайнее верхнее положение, при котором полость А соединяется с Б и В с Г. При таком положении золотника 2 обеспечивается проход масла под давлением из полости В в полость Г и далее в одну из полостей гидроцилиндра, а также выпуск масла на слив через цолости Б и А из другой его полости. При нажатии кулачка (на рисунке не показан) на рычаг 1 золотник 2 перемещается вниз и потоки масла реверсируются.

Рис. 110.
Устройство четырехходового золотника с управлением от кулачка (я), реверсивного золотника с электромагнитным приводом на три положения (б)

На рис. 110,б изображено устройство реверсивного золотника с электромагнитным приводом на три положения (типа Г73-1). Этот золотник позволяет направить жидкость под давлением в ту или иную полость гидроцилиндра для осуществления прямого и обратного ходов или соединением линии нагнетания и обеих полостей гидроцилиндра с баком остановить движение поршня в любом месте на пути его перемещения. Во втулке 4 перемещается плунжер 7 золотника, который может занимать три положения.

При среднем положении, как показано на рисунке, жидкость под давлением из трубопровода 11 беспрепятственно проходит по полостям втулки 4 и трубопроводам 10 и 12 на слив. При этом из обеих полостей гидроцилиндра жидкость по трубам 5 и 6 через полости втулки 4 также уходит на слив.. Этому среднему положению плунжера соответствует останов поршня гидроцилиндра.

При подаче напряжения на электромагнит 1 последний через штифт 2, преодолевая сопротивление пружины 3, перемещает плунжер 7 вправо, при этом жидкость под давлением из трубопровода 11 пойдет к трубопроводу 5 в первую полость гидроцилиндра, а его вторая полость через трубопровод 10 соединится со сливом. Когда напряжение будет снято, плунжер 7 под действием пружины возвратится в среднее положение. Если подать напряжение на электромагнит 9, то последний через штифт 8 переместит плунжер 7 влево и жидкость под давлением будет подаваться во вторую полость, гидроцилиндра, а из его первой полости пойдет на слив.

В гидросистемах применяются также поворотные пилоты, которые являются вспомогательными органами управления золотниками (рис. 111, а). Они рассчитаны на небольшую пропускную способность (8—10 л/мин) и поэтому имеют небольшие размеры, что позволяет создавать легкие и компактные органы управления станком.

Рис. 111.
Золотниковое устройство с поворотным пилотом: а — поворотный пилот, б — схема управления; 1 — пилот, 2 — корпус, 3 — крышка, 4 — рукоятка, 5 — упор, б — труба, 7 — цилиндр, 8 — поршень, 9 — золотник, 10 — трубопровод

Если соединить трубами поворотный пилот 1 (расположенный в корпусе 2) с золотниковым устройством гидросистемы, можно управлять ее рабочим циклом на расстоянии. Схема такого управления показана на рис. 111,б. Жидкость, поступающая в трубопровод, соединенный с пилотом 2, идет по трубе 6 к левому торцу золотника 9 и смещает его вправо. Поток жидкости устремляется в левую полость цилиндра 7 и перемещает поршень 8 тоже вправо. При этом поршень увлекает за собой упор 5 и жидкость, находящаяся в правой полости цилиндра, идет на слив. Как только упор 5, дойдя до рожка пилота, сдвидет его, пилот повернется и соединится с трубопроводом 10. Теперь жидкость потечет к правому торцу золотника, а оттуда — в правую полость цилиндра и переместит поршень влево.

В гидросистемах применяются пилоты осевого типа, а также электромагнитные с тянущими или толкающими магнитами.

Реле давления применяется в станках для отвода инструментов при чрезмерном повышении усилия подачи, автоматического отвода суппорта при работе по упорам и др. Эти функции управления реле давления осуществляются на расстоянии золотниковыми устройствами.

На рис. 112 показано реле давления типа Г62-21. Оно предназначено для контроля давления в гидравлических системах. С помощью штуцера и резьбового отверстия 1 реле давления присоединяется к контролируемой линии гидросистемы.

Рис. 112.
Устройство реле давления:
1 — резьбовое отверстие, 2,9 — седла, 3 — кожух, 4 — мембрана, 5 — шайба, 6, 7 — оси, 8 — рычаг, 10 — пружина, 11, 17, 19 — винты, 12 — корпус, 13 — контакты, 14 — прокладка, 15 — крышка, 16 — микровыключатель, 18 — гайка

При превышении давления масла в контролируемой системе деформация мембраны от давления на нее масла через шайбу 5 передается на рычаг 8, заставляя его поворачиваться вокруг оси 7. При повороте рычага укрепленный на нем винт 17 воздействует на штифт микровыключателя 16 и включает его.

При понижении давления пружина 10 через коническое седло 9 воздействует на рычаг и, вращая его в обратном направлении, отжимает винт 17 от штифта микровыключателя, чем обеспечивается его включение. Штифт перемещается на необходимое расстояние для включения и выключения микропереключателя винтом 77, который после установки на нужный размер закрепляют гайкой 18.

Пружину настраивают на необходимую величину давления регулирующим винтом 77, положение которого после настройки давления фиксируется через медный штифт винтом 19. Контакты 13 микровыключателя защищены от случайных соприкосновений с корпусом изоляционной прокладкой 14. Винт 17 должен быть установлен так, чтобы запас хода штифта микропереключателя был больше хода рычага до его упора в корпус, что устраняет пережим штифта и поломку микровыключателя.

Если реле при изменении давления в контролируемой линии не дает команды на соединенный с ним электроаппарат, необходимо проверить: ход рычага и установку винта; пружину микровыключателя.

При появлении наружной течи масла проверяют мембрану и, если она испорчена, ее заменяют мембраной из маслостойкой резины.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru