Если вы честолюбивы и не склонны долго ждать благосклонности фортуны, обладаете телегеничной внешностью, целеустремленны и энергичны, первое, что придет вам на ум, — телевидение.
Действительно, телевидение— это властитель умов и покупатель душ, оно может в течение часа сделать из человека звезду, да и обратный процесс займет не больше времени. Телевидение сегодня — это огромный мир, оно объединяет десятки разных профессий — обо всех и не скажешь.
Что же касается чисто журналистских должностей, то это, как правило, редактор телевидения (собственно журналист), выпускающий редактор (человек, который «собирает» выпуски и программы из отдельных сюжетов) и собственно главный редактор.
Основными специфическими качествами тележурналиста можно назвать:
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ. Тележурналист неотделим от людей, без которых немыслимо сделать сюжет или программу на телевидении — в первую очередь режиссера (режиссера-постановщика), оператора, осветителя, звукорежиссера, видеоинженера, а также своего главного редактора, инженеров ТЖК, ассистентов режиссера, стилиста... Успех съемки зависит даже от водителя. Поэтому важно отбросить монополистское мышление газетчика и уметь допускать в свое творчество других творцов.
ПРИ НАПИСАНИИ ТЕКСТА УЧИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНЫЙ ВИДЕОРЯД, на который он «наложится». Текст, как закадровый, так и в кадре, должен выгодно подчеркивать и обыгрывать «картинку», дополнять ее и заставлять правильно звучать. Например, перебивая «синхрон» закадровым текстом ведущего, можно составить
настоящую филигранную мозаику из слов, а вырванные из контекста фразы позволяют придать смысл и ясность даже речи человека, не умеющего говорить.
ПИСАТЬ ТЕКСТ ПРОСТО, в приближенном к разговорному стиле — то, что звучит с экрана телевизора, должно легко восприниматься на слух.
ПРИ РАБОТЕ В КАДРЕ необходимо владеть определенными актерскими навыками: лицо, мимика, жесты, голос — все должно работать на основную идею сюжета или программы. Внешность должна быть нейтральной — и красавица, и чудовище одинаково не подходят для роли телеведущих, — но узнаваемой, запоминающейся.
Хотя не все тележурналисты— «люди эфира». Можно успешно работать на телевидении и никогда не появляться в кадре.