Инструкция: «У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того, чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.
Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) — один плюс; если не знаете, сомневаетесь — ноль; если не нравится (не любите) — минус; если очень не нравится — два минуса.
Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Время заполнения листа ответов не ограничивается, но лучше уложиться в 40—50 мин.
Вопросы: Любите ли вы, хотели бы вы, нравится ли вам?
Уроки по физике.
Уроки по математике.
Уроки по химии.
Читать книги или статьи по астрономии.
Читать об опытах и животных.
Читать о жизни и работе врачей.
Читать о сельском хозяйстве, растениях и животных.
Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).
Изготавливать различные детали и предметы.
Организовывать питание во время походов.
Бывать на стройках.
Шить одежду.
Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.
Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.
Заниматься в физическом кружке.
Заниматься в математическом кружке.
Готовить растворы, взвешивать реактивы.
Посещать планетарий.
Посещать кружок биологии.
Наблюдать за больными, оказывать им помощь.
Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.
Сажать деревья и ухаживать за ними.
Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.
Быстро переключаться с одной работы на другую.
Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.
Выступать с докладами на исторические темы.
Составлять описания минералов.
Участвовать в географических экспедициях.
Выступать с сообщениями о международном положении.
Помогать работникам милиции.
Посещать кружок юных моряков.
Выполнять работу воспитателя.
Уроки труда.
Давать советы знакомым при покупке одежды.
Наблюдать за работой строителя.
Знакомиться со швейным производством.
Делать модели самолетов, планеров, кораблей.
Собирать радиоприемники и электроприборы.
Участвовать в олимпиадах по физике.
Участвовать в математических олимпиадах.
Решать задачи по химии.
Участвовать в работе астрономического кружка.
Проводить опыты на животных.
Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.
Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.
Быть членом общества охраны природы.
Участвовать в диспутах, читательских конференциях.
Анализировать явления и события жизни.
Интересоваться прошлым страны.
Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.
Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.
Изучать политический строй различных государств.
Работа юриста.
Посещать кружок юных космонавтов.
Работа учителя.
Бывать на заводах.
Оказывать людям различные услуги.
Принимать участие в строительных работах.
Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
Разбираться в технических чертежах и схемах.
Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.
Проводить опыты по физике.
Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.
Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.
Собирать сведения о других планетах.
Читать о деятельности известных биологов.
Быть активным членом санитарных дружин.
Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.
Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.
Вести дневник, писать заметки.
Изучать историческое прошлое других стран.
Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.
Читать о жизни и деятельности известных геологов.
Изучать географию нашей планеты.
Изучать биографии выдающихся политических деятелей.
Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. п.
Читать книги о средствах передвижения.
Обучать и воспитывать детей.
Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
Постоянно общаться со многими людьми.
Проектировать строительные объекты.
Посещать выставки легкой промышленности.
Выполнять чертежи, проектировать машины.
Разбираться в радиосхемах.
Обработка результатов сводится в каждой строке бланка для ответов количества знаков « + » и «—», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким образом, получается 24 цифры со знаком « + » или «—», которые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются два-три вида деятельности, которые набрали большее количество знаков « + ».
Лист ответов
Ключ
Физика.
Математика.
Химия.
Астрономия.
Биология.
Медицина.
Сельское хозяйство.
Лесное хозяйство.
Филология.
Журналистика.
История.
Искусство.
Геология.
География.
Общественная работа.
Право.
Транспорт.
Педагогика.
Рабочие специальности.
Сфера обслуживания.
Строительство.
Легкая промышленность.
Техника.
Электротехника.
Если тесты подтвердили вашу склонность к журналистике, можете попытаться в качестве тренировки и разминки сделать некоторые (или все) задания, которые предлагались учащимся лицеев, студентам-журналистам, юнкорам, участникам детских студий и клубов.
Эти задания помогут вам понять, разобраться, нравится ли вам журналистика, интересно ли вам перелопачивать в поисках нужного факта кипы книг, журналов, газет, записок, вырезок, библиографических указателей, справочников и словарей.
Не муторно ли вам искать нужное, единственное слово, чтобы выразить на бумаге степень возмущения человека, например?
Нравится ли вам обязательное общение с незнакомыми людьми на определенную тему (журналистам постоянно приходится брать интервью на самые разные темы у самых разных и чаще всего не знакомых ранее людей) ?
Не из-под палки ли читаете вы прессу и смотрите информационные, публицистические, тематические передачи?
Любопытны ли вы, нравится ли вам наблюдать за окружающей действительностью и при этом думать о том, как можно отразить на бумаге то, что увидел?
Мастерство приходит к тем, кто работает. Журналист работает всегда. У него ненормированный рабочий день. Он постоянно в поиске информации, он постоянно пополняет свою коллекцию наблюдений, мнений, тем, подходов, фактов, неожиданных ракурсов. Отправные точки мастерства — Познания и осведомленность. Практика. Объяснение неизвестного известным.
Журналист обязан быть начитанным, обладать эрудицией и высоким интеллектом. Только осведомленный и начитанный человек может воспринимать сложные ситуации адекватно и разбираться в сложных проблемах не поверхностно. Осведомленность и знания не появляются сами по себе. Журналист не может быть ленив! Работайте, читайте книги, журналы, газеты, слушайте радио, смотрите телевизионные передачи.