Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Профессия - журналист

       

Не могли бы Вы рассказать, или методы сбора информации в журналистике

Замок на двери Замка журналистики открывается двумя волшебными ключами. Первый ключик — это Информация. А второй — Коммуникация. Если вы раздобудете первый и научитесь пользоваться вторым, значит, быть вам хорошим журналистом.

Как журналисты добывают информацию? Традиционно используются три основных метода сбора информации:

  • опросы, главным образом интервьюирование (иногда, правда, применяется анкетирование);
  • наблюдение;
  • изучение документов.

Есть еще эксперимент, к которому журналисты прибегают значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат — временных, ресурсных, материальных, организационных и пр.

Подробно методику журналистского труда и технологию творчества вы будете изучать, когда поступите в университет. Но поскольку для участия в творческом конкурсе вам нужно представить свои публикации, расскажу коротко об этих методах. Каждый метод имеет свои возможности и ограничения. Например, у опроса очень большие возможности, свобода — в принципе можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Если журналист прибегнул к документу, то он получит информацию, ограниченную только содержанием данного документа (если что непонятно или неполно и т. д., придется уточнять и перепроверять информацию с помощью других методов). Однако интервьюирование — самый субъективный метод, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти и т. п. Наверное, вы замечали, что разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нем рассказывают и часто даже расходятся во мнении — какого роста был человек или что за одежда на нем была, какого цвета...

Получение сведений (или информации) — это всегда взаимодействие журналиста с объектом. Поэтому, выбирая метод или методы для сбора информации, журналист должен иметь в виду:

Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист — то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуации и пр.).

Доступность источников информации (если журналист не может получить доступа к документам, то ему придется искать собеседников, которые владели бы нужной информацией. Или наоборот. В разделе «Проверь себя» у вас есть задание «Мой любимый журналист». Вряд ли вам удастся взять интервью, например, у Андрея Караулова или Светланы Сорокиной. Значит, придется посидеть в библиотеке, порыться в подшивках, найти опубликованные с ними интервью или публикации, связанные с их творчеством и профессиональной деятельностью).

Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней и он может понаблюдать за внешними действиями объектов своего изучения, встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. И другое дело, когда репортер готовит заметки в номер в течение нескольких часов. В этом случае иногда Он вынужден ограничиться телефонным разговором со своим источником информации).

Степень надежности информации (если журналист сомневается в надежности информации, полученной одним из методов, ему придется проверять ее с помощью других).

Приведу пример из журналистской практики Анатолия Рубинова. В интереснейшей книге «Откровенный разговор в середине недели», где собраны лучшие очерки, опубликованные им за двадцать лет в «Литературке», вы сможете увидеть кухню журналиста, проследить за его действиями, ходом мыслей, увидеть, как добывает информацию, проверяет ее, анализирует Журналист с большой буквы.

Так вот, небольшая иллюстрация. Анатолий Рубинов приехал в командировку, чтобы разобраться с обычной житейской ситуацией, о которой вы знаете только понаслышке, зато ваши родители ощутили ее на себе в полной мере. А ситуация заключалась в следующем. Рубинов, как и многие сограждане, пытался сдать порожнюю посуду — бутылки из-под «Буратино», «Пепси-колы», водки, шампанского.

Два дня он изучал город по палаткам, в которых принимают посуду, спрашивал адреса, толкался в очередях (вот вам метод наблюдения), а когда хорошо овладел географией порожней посуды, встретился с начальником управления торговли (вот вам метод интервью).

«...Я долго мучил его вопросами о самообслуживании. Оказалось, это его любимая тема и предмет гордости. Он рассказывал увлеченно и долго рылся в столе и находил в нем сводки, цифры, я усердно записывал в блокнот, задавал вопросы, полагая, что все это, возможно, когда-нибудь все-таки пригодится. Начальник распалился, и когда я увидел, что он вымотался, иссяк, демонстративно спрятал блокнот, показывая, что разговор окончен, вот тогда наконец я, волнуясь, задал давно приготовленный вопрос, с которого, собственно говоря, и начался эксперимент:

— Ну, а как у вас обстоит с приемом посуды? Мой тучный и остроумный хозяин расценил этот вопрос в качестве шутейного, не имеющего отношения к делу. Как если бы к концу серьезного разговора по душам я спросил: а как поживает ваша собачка? Он уже наводил порядок на столе, укладывал в ящики папки, из которых брал сводки и цифры, и сказал немного иронично:

— С этим, кажется, наконец наладилось. Жалобы прекратились. Теперь у нас восемьдесят шесть пунктов. Словом, полный порядок. Как говорится, проблемы больше нет. Кстати, а вы не хотели бы взглянуть на наши магазины самообслуживания? Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У вас, наверное, найдется часика два?

И тут я действительно напал:

— Давайте, Виктор Николаевич, лучше проведем их иначе — сходим и поглядим на приемные пункты.

Тут я выложил ему все: рассказал, что у меня лежит в тяжелом портфеле, сообщил, что располагаю полным списком окрестных приемных пунктов, и предложил:

— Давайте попробуем сдать мои бутылки и банки...»

И дальше журналист проводит эксперимент: вместе с начальником они как простые смертные пытаются сдать пустую тару. Журналист организует событие и становится его участником.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru