>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебное пособие ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛОСъемка аварийного судна с мели, камнейНаиболее сложными и трудоемкими являются работы по съемке аварийного судна с мели. Они зависят от разнообразных факторов, определяющих тяжесть аварийной обстановки: характера грунта в месте посадки судна, величины потери плавучести, наличия повреждений корпуса судна, размера и расположения по длине судна участков касания днища с грунтом. В некоторых случаях (при отсутствии повреждений корпуса, мягком грунте и незначительной величине потерянной плавучести) судно может быть снято с мели экипажем без посторонней помощи.
Если не удается самостоятельно снять судно с мели, к работе привлекаются мощные спасательные буксирные суда. Спасательные работы в этих случаях начинаются с тщательного водолазного обследования судна и грунта, промера глубин с составлением «планшета глубин» и определения величины потерянной плавучести (по изменившейся осадке судна с учетом объемов затопленных отсеков). По результатам этих работ выбирается наиболее эффективный и быстрый способ снятия судна с мели. Если судно не имеет пробоин; грунт в месте посадки мягкий и величина потерянной плавучести невелика, то снятие производится тяговыми усилиями одного или нескольких спасательных судов (буксиров).
Рис. 87. Промывка канала винтами, спасательного судна: Одним из эффективных способов снятия судов с мели при больших величинах потерянной плавучести и при мягких грунтах является промывка канала винтами спасательного судна. Эта операция выполняется так: спасательное судно на безопасной глубине становится на два разнесенных якоря и подает буксирный трос на аварийное судно (рис. 87). Работая винтами на передний ход, подбирая на лебедке буксирный трос и поочередно потравливая якорную цепь, спасательное судно струей своих винтов размывает грунт и таким образом проделывает канал достаточной глубины к аварийному судну. Затем, продолжая работать винтами вблизи аварийного судна, вымывает грунт из-под него. После этого аварийное судно стягивают в промытый канал и выводят на глубокую воду. Работы по описанному способу производятся при обязательном участии водолазов, которые через каждые 5—10 м осматривают грунт на отсутствие крупных камней по намеченной трассе канала.
Рис. 88. Снятие судна с мели гинями: При недостаточности тяговых усилий спасательных судов или невозможности их подхода на расстояния, позволяющие завести буксирный трос на аварийное судйо, значительные тяговые усилия могут быть получены за счет применения гиней и якорей большой держащей силы. Якоря завозятся на расстояние 200—250 м от аварийного судна в сторону намеченного стягивания и сбрасываются или укладываются в одну линию (гуськом). К тросу, закрепленному за скобу последнего якоря, крепится неподвижный блок гиней. Второй блок крепится за прочные конструкции аварийного судна на его палубе. Выбирая ходовой конец лопаря лебедкой или талями, создают тяговое усилие в гинях, необходимое для снятия судна с мели (рис. 88). При этом способе работ водолазы привлекаются для проверки положения якорей на грунте и для заглубления их путем подмыва грунта.
|