Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Современный велосипед

       

Практика езды на байке

Для езды по бездорожью и пересеченной местности, при преодолении препятствий оптимальной считается так называемая «активная атакующая позиция». Байкер стоит на педалях, приподнявшись над седлом. Руки и ноги слегка согнуты. Шатуны почти горизонтальны, впереди — ведущая нога (толчковая, «шоколадная нога»), правая или левая - каждый должен почувствовать это сам. Руки держат руль уверенно, цепко, но не жестко.

В этой позиции ноги и руки служат дополнительными амортизаторами, смягчая удары, толчки и вибрацию.

Типичный случай: хорошая погода, ровный проселок, едет группа велосипедистов. Впереди сухая, аккуратная промоина глубиной около метра. Новичок, опасливо глядя на препятствие, подъезжает, тормозит и. не вставая с седла, медленно съезжает в промоину. Достигнув ее дна и обнаружив, что скорость мала, начинает отчаянно вращать педали, дабы выехать - иногда это удается, но чаще - нет.

Опытный байкер немного увеличивает скорость, если она мала, и на всякий случай переводит цепь на кассете на одну-две звездочки выше. Подъезжая к краю, встает с седла, отводит центр тяжести назад, слегка опуская корпус и, отталкивая от себя руль, плавно переезжает через край, затем поднимает корпус, приближает центр тяжести ближе к рулю и, крутанув, если необходимо, педали, выскакивает наверх практически без потери скорости и сил. Если впереди небольшой плавный бугор, то принцип преодоления тот же, меняется только последовательность действий.

При езде по пересеченной местности, когда нет препятствий, педалирование должно быть плавным, без резких рывков, тогда заднее колесо катится по грунту без проскальзываний и прыжков; да и цепь не любит ударных нагрузок. Нога давит на педаль вниз, а в нижней точке давление направлено назад параллельно земле. В последней фазе внимание переключается на колено, движущееся по направлению к рулю. Такой способ называется «педалирование по кругу». Он хорош тем, что усилие передается по всей траектории педали; работают практически все мышцы ноги, что позволяет ехать долгое время, расходуя немного сил. Для этого, кстати, нужны контактные педали или туклипсы. Ступня должна быть параллельна шатуну и расположена так, чтобы ось педали находилась под суставом большого пальца.

Хороший прием мышечной и координационной тренировки — освободить одну ногу и вращать педаль по кругу другой ногой. Затем вращение педали производится второй ногой. Это простой и эффективный способ быстро освоить технику педалирования и повысить КПД мышц.

Не существует четких теоретических обоснований, в каких случаях какие передачи выбирать. Таблиц, графиков и формул навалом, но большая часть из них подсчитана для шоссейных велосипедов, гладкого асфальта и хорошей погоды. Стоит условиям измениться, и все расчеты насмарку. Выбор передач зависит от дороги или ее отсутствия, состояния грунта, уклона трассы, ветра, температуры, давления в шинах, от физического состояния байкера, уровня адреналина и сахара в крови. Имеются и другие критерии, на которые могут ориентироваться байкеры. Один из них - частота педалирования. Известно, что оптимальная частота педалирования при движении по горизонтальной поверхности - например, у шоссейников - составляет в среднем 95-115 об/мин, а у гонщиков кросс-кантри эта величина уже будет 70-90 об/мин. Но для любителей и велотуристов это всего лишь ориентир, а не правило. В начале поездки имеет смысл «раскрутиться», разогреть мышцы на пониженных передачах, уменьшая затем частоту вращения педалей до оптимальной. При выборе передачи, как в любом деле, байкеру следует придерживаться «золотой середины», а не впадать в крайности. Медленный темп езды при больших передачах весьма вредно сказывается на состоянии коленных суставов. Если крутить педали очень часто, то снизится эффективность езды и быстрее наступит усталость. В тяжелых дорожных условиях (езда по грязи, песку, траве или снегу) необходим запас крутящего момента и, соответственно, передачи должны быть пониженными.

Стартовать на высоких передачах (42-44/11 - МТВ, 48/13 - гибрид и, тем более, 54/12-13- шоссейник, туринг) невыгодно. Нагрузка на ноги будет весьма велика, а крутящий момент мал. Сил будет потрачено много, а разгон займет много времени. Это еще допустимо, если разгоняться вниз с достаточно крутой горы, но если ехать надо в гору, то можно и остаться на месте. Поэтому стартовать надо на пониженной передаче, встать с седла, вынести центр тяжести немного вперед и, упираясь согнутыми руками в руль и нажимая энергично на одну педаль и вытягивая вверх другую, подключать корпус, перенося вес с одной педали на другую. Стартовое педалирование длится обычно 10-12 оборотов. Во время первых двух-трех оборотов необходимо приложить к педалям максимально возможное усилие. Именно для этого опытные велосипедисты складывают силу ног, рук, собственный вес и часть усилий мышц корпуса, достигая пикового стартового усилия в 100-120 кг. Затем усилия, прилагаемые к педалям, снижаются, а скорость продолжает нарастать. Опытные гонщики набирают таким образом скорость 30 км/ч за 4-6 оборотов, на что уходит 4—5 секунд. По мере разгона надо переключаться на повышенные передачи.

Предположим, жизнь заставляет вас не просто ехать на велосипеде, но ехать на нем далеко и, соответственно, долго. Возникает резонный вопрос, а как ехать лучше всего? С какой частотой вращать педали, как переключать передачи? Есть ответ на этот вопрос!

Чтобы ехать далеко, рекомендуется поймать свой ритм педалирования, свою комфортную скорость. Посмотрите на велосипедистов-марафон-цев, едущих на дистанцию 400-600 км! Очень многие едут в одиночестве. Отчего не в группе? Оттого, что если человек едет в некомфортном для него темпе, он выматывается существенно быстрее. Итак, если вы вознамерились ехать далеко, то первым делом надо поймать свой ритм.

Ритм - это важно. Но еще важнее - равномерность педалирования. Если человек едет в рваном ритме, то выматывается еще быстрее, чем даже если он едет не в своем темпе. У гонщиков даже прием есть, как сбросить «сидящего на колесе» (едущего в «ветровой тени») велосипедиста. Когда гонщик видит, что к нему пристраивается «халявщик», то начинает делать ускорение. Сидящий на колесе обнаруживает увеличение скорости несколько позже, и ему надо ускориться сильнее, чтобы сократить разрыв. Когда же он сокращает разрыв, то гонщик, который к этому времени вернулся к нормальному режиму педалирования, вновь ускоряется. Несколько циклов, и «халявщик» отстает.

Хорошо, но как обеспечить равномерную езду, если дорога идет то вверх, то вниз, виляет в разные стороны; соответственно, и ветер — то в бок, то в лоб? Скажем сразу: велокомпьютер тут не помощник. Равномерно - в данном случае значит не с одной скоростью, но с одинаковой (по возможности) частотой педалирования. Впрочем, часть современных компьютеров дает возможность измерять и частоту вращения педалей. Понятно, что на горной трассе вам едва ли удастся сохранять одну и ту лее частоту вращения педалей. А вот на слабо всхолмленных дорожках это несложно. Важно вовремя переключать передачи. Забираетесь на небольшой подъем - переключайтесь по мере падения частоты педалирования. Скорость при этом, как вы понимаете, будет разной.

Какие ощущения должен испытывать далеко едущий велосипедист, кроме острого удовольствия от перемещения в пространстве? Если мы говорим о педалировании, то должно присутствовать ощущение легкости. Да, крутить педали надо так, чтобы оставалось ощущение, что вам это легко. Если вы чувствуете, что каждый оборот дается вам с трудом, значит, мышцы перегружаются. А это не позволит вам уехать так далеко, как вам хотелось бы. Мышцы при езде на длительные дистанции должны работать при комфортном уровне нагрузок.

Так что, получается, что езда на дальние расстояния - сплошная халява? Съездите - узнаете.

Каждому известно, что прежде, чем начать взбираться на склон, полезно набрать скорость. Тогда на первых метрах подъема можно спокойно переключать передачи. Если разогнаться невозможно, то передачи следует переключать заранее. В первую очередь это относится к переднему переключателю. Несмотря на все старания конструкторов, под большой нагрузкой передний переключатель срабатывает с задержкой или не срабатывает совсем. Задний переключатель ведет себя лучше. Поэтому перед крутым и сложным подъемом цепь спереди стоит сбросить на самую малую звезду, а сзади закинуть повыше. Въезжая на склон, необходимо подняться с седла в Basic Attack, вынести центр тяжести вперед, наклонить корпус, немного согнуть руки, кисти перенести на «рога», при этом руль подтягивать к себе. Педали необходимо двигать вниз и назад, а для увеличения силы тяги этому помогает весь корпус - способ «танцовщица». Итак, «танцовщица»: байк перекладывается вправо и влево на небольшой угол. Когда вниз идет правая нога, правая рука напрягается, подтягивая руль к груди и создавая дополнительное усилие на правую педаль, велосипед наклоняется влево. Когда работает левая нога, велосипед аналогичным образом наклоняется вправо. Во время подъема положением корпуса меняется баланс сил между передним и задним колесом. Если центр тяжести выносится вперед, то заднее колесо разгружается, возможно проскальзывание на мокром или рыхлом грунте. Если вес переносится далеко назад, то сцепление заднего колеса возрастает, но переднее колесо может потерять контакт с поверхностью, управление нарушается — возможно падение на спину.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru