Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Современный велосипед

       

Цепи и их обслуживание

Цепи в практически неизменном виде существуют со второй половины XIX века. Для велосипедного привода используют однорядные роликовые цепи. Но за это время некоторые изменения все-таки произошли. Начиная с середины XX века, цепи стали полудюймовыми. Если раньше длина звена цепи составляла один дюйм (25,4 мм), то сейчас она равна половине дюйма (12,7 мм). Это улучшило плавность работы цепи, уменьшило шум и облегчило переключение передач. Кроме того, в старых велосипедных цепях два соседних звена соединялись с помощью цилиндрического стакана (втулки), внутрь которого вставлялся соединительный штифт (reinforced pin), и ролика, находящегося поверх стакана.

Новые цепи обходятся без стакана, роль которого выполняют загнутые внутрь отверстий края внутренних пластин. Эти пластины не плоские, а слегка изогнуты в продольном направлении, что придает цепи большую поперечную податливость (легкость изгиба), облегчает работу с перекосом и переход с одной звезды на другую. Кроме того, масло может легче проникать внутрь цепи. Цепи Shimano соединяются с помощью стальных штифтов, которые продаются В комплекте с цепями. Штифты имеют длину, соответствующую ширине цепи. Штифты состоят из двух частей, и после того, как штифт с помощью выжимки вставлен в цепь до упора, передняя слегка заостренная часть отламывается. Фирмы SRAM и КМС делают цепи как со штифтами, так и со специальными замковыми звеньями. Замковое звено состоит из двух половинок, каждая из которых - это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без выжимки цепи.

Рис. Устройство втулочной цепи и цепи без втулок
1 - ролики, 2 - втулка, 3 - ось, 4 - пластина

Таблица. Выбор цепей и их маркировка

Важный параметр — ширина цепи. Цепи с разной шириной далеко не всегда взаимозаменяемы. В таблице 3.5 приведены ширина, наименование цепей и рекомендуемые для работы с ними группы навесного оборудования и количество передач (скоростей). В столбце «Маркировка» приведены два значения (в дюймах): длина звена (1/2 д = 12,7 мм) и ширина ролика цепи (3/32 д = 2,381 мм). Понятно, что чем шире цепь, тем шире и ролик.

Смазка и обслуживание цепей

Этот момент является наиболее темным, проблемным и неясным в обслуживании велосипеда. Существует множество рецептов и правил, из которых каждый может выбрать по своему вкусу и тщанию. Это свидетельствует о том, что лучших рецептов пока не придумали, или их нет. Слишком много разных факторов влияют на износ и жизнь цепи, и это не позволяет выбрать и сформулировать одно верное правило. Поэтому приведем краткий обзор основных советов и методов.

Ресурс хорошей цепи огромен, но он резко сокращается по разным причинам. А именно:

  1. Недостаток смазки.
  2. Неправильно выбранная смазка.
  3. Грязь, песок и ржавчина, работающие, как абразив.
  4. Вода, смывающая смазку.
  5. Большие перекосы цепи.
  6. Большие нагрузки.

Существуют только два непреложных правила:

А) в сухую погоду цепь снаружи должна быть сухая и чистая; а в сырую погоду, под дождем и зимой - обильно смазана;

Б) цепь стоит меньше, чем кассета и система, поэтому выгоднее менять цепи почаще, а кассеты и системы (или звезды на системе) пореже.

Какие выводы могут последовать из правила Б? Приходится искусственно сокращать время работы цепи (особенно когда много грунта, пыли и грязи), меняя ее через каждые 2000 км (для горных велосипедов). Для гибридов и шоссейников при хорошей погоде срок службы цепи можно продлить до 3000—6000 км. И еще одно пожелание. Смазывать надо чистую цепь. Если цепь с замковым звеном, то ее легко снять и помыть в керосине, солярке или в крайнем случае - в бензине. Затем протереть, дать высохнуть и смазать. Можно мыть в теплой воде с порошком или «Фей-ри», но сразу после мытья цепь надо тщательно протереть и обработать составом, который вытесняет воду (например, WD-40), и смазать. Если цепь неразъемная, то лучше всего использовать специальную машинку со щеточками, которая надевается на цепь. В корпус машинки заливают керосин, солярку (бензин заливать нельзя, он испортит машинку) или воду с порошком.

Цепь полезно периодически обрабатывать аэрозолями — очистителями WD-40 или, еще лучше, очистителем и смазкой в одном флаконе TF-2, производимой фирмой WELDTITE. Такая обработка частично заменяет мытье цепи. TF-2 - это смесь смазки с растворителем и тефлоном (teflon DU-PONT). Смазку наносят на поверхность цепи с расстояния 30 см. Проникая глубоко в соединения звеньев, TF-2 вытесняет оттуда грязь и старое масло, после чего немедленно удаляется с помощью тряпки или специальной салфетки. Затем TF-2 снова наносят на очищенную цепь, уже в качестве смазки. Смазывать цепи имеет смысл в сырую, дождливую погоду через каждые 50-100 км, а если вы ездите по асфальту — через 150-300 км.

Выварка цепи - это старинный народный способ. Идея этого способа заключается в том, что замедляется износ звездочек на системе и кассете. Составляется смесь из графитовой смазки или порошка графита, солидола и машинного масла, с консистенцией жидкой сметаны, греется на водяной бане, в смесь добавляется чисто вымытая цепь и «варится до готовности» 0,5-1 час. Затем тщательно вытертая цепь ставится на байк и долго работает без дополнительной смазки - 25-30 ходовых часов, после чего процесс повторяется. Ввиду кропотливости процесса выгодно варить сразу несколько цепей, для себя и для друзей.

Следующий народный способ, прямо вытекающий отсюда, — циклическая смена цепей. Две-три новых цепи (некоторые советуют использовать 4 цепи), желательно одного класса, поочередно ставят на велосипед и меняют после 300-600 км пробега. Износ звездочек происходит и с новой цепью, но зато очень медленно. Активный износ начинается, когда цепь растянется. Поэтому цепь меняется раньше и задолго до того, как она начнет активно изнашиваться. Затем, когда звездочки несколько сносятся, снова ставится первая цепь, и так далее по кругу. Таким образом, износ цепей и звездочек будет приблизительно одинаков и, как считается, звезды прослужат значительно дольше.

Обычно новые цепи смазаны пластичной смазкой. Она необходима для консервации цепи при длительном хранении, кроме того, она служит для смазки работающей цепи. Следует только удалить ее с внешней поверхности цепи сухой тряпкой, чтобы не налипала грязь и пыль, но не стоит смывать растворителями.

Процесс смазки цепи

Перед смазкой велосипед удобнее всего поставить колесами вверх. И если нет возможности помыть цепь, то следует хотя бы тщательно протереть ветошью.

  1. Быстрая смазка. Масленка (емкость, бутылочка с маслом) располагается над цепью, носик масленки практически касается роликов. Вращая рукой шатуны, лучше против часовой стрелки, нажимаем на емкость с маслом, чтобы оно тонкой струйкой вытекало на пробегающие мимо ролики. Когда цепь покрыта маслом, крутим шатуны по часовой стрелке 1-3 минуты. Затем полезно оставить цепь в покое на 1-3 часа, дабы масло вошло внутрь. В походных условиях можно ограничится 10-15 минутами. Затем цепь протирают досуха (если не идет дождь или снег). Желательно также снять излишки масла со звездочек, после чего можно ехать. Полезно еще раз протереть цепь минут через 20-30,так как излишки масла выйдут на поверхность цепи под нагрузкой. Результат: быстро смазанная цепь при повышенном расходе масла.
  2. Тщательная смазка. Аккуратно касаясь носиком масленки каждого ролика, оставить на них по капельке масла. Далее действовать, как в первом случае (см. выше раздел «быстрая смазка»). Результат: экономия масла при большем расходе времени.
  3. Очень тщательная смазка. Перед смазкой необходимо как можно лучше очистить цепь. Саму цепь стоит смазывать по зазору между боковыми пластинами и роликами с обеих сторон. Удобно использовать для этих целей одноразовый медицинский шприц - масла уходит совсем мало. Можно смазывать каждый пин по отдельности, а можно просто, вращая шатуны, держать иглу около зазора, медленно нажимая на поршень.

Смазка для цепи. Если погода хорошая и сухая, то можно мазать обычным маслом для швейных машинок. Гораздо лучший результат можно получить с помощью трансмиссионного масла (ТАД). В нем есть противозадирные и антикоррозийные присадки. Но оно достаточно быстро смывается под дождем. Специальные велосипедные масла обычно дольше держатся на цепи, и к ним меньше прилипает грязь. Например, Cycle Oil WELDTITE или масла Motorex, Finish Line, White lightning и Pedro’s.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru