Учебники по популярным профессиям
|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебное пособие Современный велосипедФункции и конструкции переключателей и линии цепиПередний переключатель должен переводить цепь с одной ведущей звезды на другую на системе. По конструкции это параллелограмм с рамкой, внутри которой проходит цепь. К небольшому рычагу (тяге) подсоединен трос, другой конец его закреплен в манетке, установленной обычно на руле. Вытягивая или ослабляя трос, можно переводить цепь с одной звезды на другую, меняя передаточное отношение трансмиссии велосипеда. Большинство манеток переключают цепь пошагово, то есть имеют систему SIS - «индексное переключение передач».
Передний переключатель работает в сложных условиях, так как верхняя ветвь цепи находится под нагрузкой при вращении педалей, поэтому он должен быть достаточно прочным и жестким. Для этого применяют специальные меры. Например, для увеличения жесткости применяют более широкие линки. Для аналогичных задач был разработан и передний переключатель типа «Тор Swing» Shimano. Его движущаяся рамка установлена в более высоком положении и приводится в движение совсем короткими и широкими линками. В результате получилась высокая жесткость конструкции, и благодаря этому, быстрое и легкое переключение под нагрузкой. Этому способствуют и низкофрикционные шарниры переключателя. Кроме того, для увеличения зазора между переключателем и задним колесом (шиной) изменена форма хвостовой части рамки и расположение стопора троса. А хомут крепления развернут чуть вперед, как у переключателей SAINT, DEORE XT, ALIVIO, ALTUS. Есть три варианта установки переднего переключателя.
Точность работы переднего переключателя определяют следующие параметры:
Задний переключатель выполняет сразу две задачи. Он переводит цепь с одной ведомой звезды на другую на кассете или трещотке, меняя передаточное число, и натягивает цепь, регулируя длину ее свободной, ненагруженной ветви. Обеспечивает компенсацию изменения длины цепи при переходе ее на различные по диаметру звездочки, как задние, так и передние. Нижняя ненагруженная ветвь цепи натягивается довольно слабо - пружинами переключателя. Это позволяет цепи легко перемещаться вправо и влево с поперечным перекосом и переходить со звездочки на звездочку.
Рис. Передняя система переключения цепи HYPERDRIVE Shimano Ролики переключателя с цепью двигаются благодаря параллелограммному, а более точно, Double Servo Panta (Shimano) механизму, который приводится в действие натянутым тросом и возвратной пружиной. Трос натягивается с помощью манетки (шифтера), расположенной на руле, и цепь забрасывается на большие звездочки. Когда манетка стравливает трос, ослабляя его натяжение, возвратная пружина перемещает цепь в исходное положение на маленькие звездочки. Такие переключатели получили название TOP NORMAL. Существуют переключатели Shimano, которые имеют обратную конструкцию RapidRise, но чаще их называют LOW NORMAL: трос, натягиваясь, сбрасывает цепь на малые звезды кассеты, а пружина затаскивает ее на большие. Чаще всего их комплектуют с манетками типа DUAL CONTROL. Работа такого переключателя более чувствительна к легкости скольжения тросов; загрязнения и износ тросов и рубашек может нарушить четкость переключения передач. Double Servo Panta механизм помогает направляющему цепь ролику двигаться вдоль образующей кассеты и отслеживать зазор между роликом и вершинами звезд. Регулировкой работы механизма служит винт В (B-tension) сзади переключателя. Все перемещения производятся пошагово. Система называется SIS -«индексное переключение передач». Существует три типа крепления заднего переключателя: крепежным болтом к «петуху», кронштейном к раме или к оси задней втулки.
Рис. Передний переключатель
Рис. Задний переключатель. Внешний вид Трос может подводиться к переключателю через полый регулировочный болт или с помощью ролика. Для нормальной и четкой работы заднего переключателя необходимо учитывать его параметры. Как и для переднего переключателя, их можно найти в инструкции, в каталоге или в интернете, например, на сайте производителя.
Рис. Передний переключатель XTR FD-M961
Линия цепиДостаточно важный параметр, задающий положение ведущих и ведомых звезд. Проще всего она определяется на односкоростных велосипедах - это расстояние от центральной плоскости симметрии рамы до плоскости, в которой находится цепь. В таких велосипедах перекос цепи практически отсутствовал. В современных многоскоростных велосипедах с внешней трансмиссией линия цепи размножилась, и сейчас их две: передняя линия цепи (Front Chain line - FCL) и задняя линия цепи (Rear Chain line - RCL). Теперь это два числа: расстояние от центральной плоскости симметрии рамы до средней линии ведущих звезд - передняя линия цепи и аналогичное расстояние до средней линии кассеты (трещотки), - соответственно, задняя линия цепи. Что бы вычислить переднюю линию цепи (FCL), надо взять расстояние от центральной плоскости рамы до внутренней поверхности внутренней звезды системы (В) и до внешней поверхности внешней звезды системы (A). FCL=(A+B)/2. Задняя линия цепи (RCL) вычисляется, если известны толщина кассеты (W), а она обычно имеет стандартный размер, расстояние между дропаутами задних перьев (OLD) и величина зазора между правым дропаутом и крайней правой, самой малой звездой кассеты (Т). RCL=((OLD-W)/2)-T.
Рис. Линия цепи Значения передней и задней линии цепи должны по возможности совпадать. По возможности, так как часто размеры рамы просто физически не дают сделать их одинаковыми и уменьшить значение FCL до значения RCL. Обычно RCL для шоссейных велосипедов лежит в пределах 41,2-43 мм, а для горных - 42-45,2 мм. FCL для шоссейных велосипедов 43,5 мм и 45 мм, а для МТВ - 47,5 мм и 50 мм. Для экстремальных байков с шириной каретки 83 мм FCL равно 57,5 мм. С появлением стандарта ISIS появились и новые размеры FCL - 44,5 мм, 48,5 мм и 51 мм, а также 56 и 66 мм (Truvativ Howitzer). Теперь, выбирая компоненты, приходится придирчиво сверяться с таблицами, инструкциями и описаниями. Выбор переключателейМноголетняя байкерская традиция рекомендует ставить задний переключатель более высокого уровня, чем передний. Действительно, некий здравый смысл в этом есть. Задним переключателем пользуются гораздо чаще и интенсивней, чем передним. Но на самом деле, это не обязательно, можно ставить задний переключатель более низкого уровня, чем передний, например Altus и Turney вместе с передним LX. Если параметры заднего переключателя соответствуют параметрам трансмиссии, то, приложив некоторые усилия, можно добиться хорошей работы и не почувствовать реальную разницу в работе между дорогими и дешевыми переключателями. |
|
|