>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

       

Эмалирование

Эмалирование — один из видов декоративной обработки (отделки) ювелирных украшений. Искусство нанесения эмали известно со времени древнего Египта и всегда требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной культуры. Составы эмалей, способы их приготовления и методы нанесения всегда держались в секрете. Существующие в наши дни эмали и процессы эмалирования позволяют значительно расширить ассортимент ювелирных украшений, повышают их декоративно-художественную ценность, а также эффективность использования драгоценных металлов.

Эмаль представляет собой легкоплавкое стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл. =Сложный состав эмали необходим для прочного сплавления с металлом. По химическому составу эмали представляют собой соли кремниевой кислоты, а компонентами сплава являются окислы свинца, кремния, калия, бария, натрия, трехокиси мышьяка, сурьмы и окислы красящих металлов. Цвет эмалей — самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей.

Различают эмали холодные и горячие, прозрачные и непрозрачные. В ювелирном деле чаще применяются горячие эмали, наносимые на изделия посредством обжига.

Виды эмалей. Эмали делятся на выемчатые, перегородчатые и расписные (живописные).

Эмали, наносимые в углубления (выемки) изделий, называются выемчатыми (рис. 9.3, а). Углубления (выемки) под эмаль могут быть подготовлены литьем, штамповкой, чеканкой, гравированием, травлением. При этом приеме эмалирования используются как прозрачные, так и непрозрачные эмали.

Рис. 9.3. Эмалирование

Эмали, которые наносятся в углубления (клеточки), образованные искусственно созданными перегородками из плоской проволоки или филиграни, называются перегородчатыми (рис. 9.3,б). Техника перегородчатой эмали предусматривает использование прозрачных и непрозрачных эмалей. Разновидность перегородчатой эмали — эмаль витражная. Рисунок на изделии под витражную эмаль вырезают непосредственно в металле или выполняют техникой филиграни. Прием витражного эмалирования представляет собой перекрытие (затяжку) сквозных отверстий только прозрачными цветными эмалями.

Эмалирование расписными (живописными) эмалями (рис. 9.3, в) заключается, в росписи эмалью или чаще всего надглазурными красками по эмали. Последний прием эмалирования очень трудоемкий и кропотливый, от эмальера требуется высокая профессиональная подготовка и художественный вкус. В нашей стране изделиями с расписными эмалями, которые называют изделиями с филигранью, издавна славился г. Ростов (Ярославская обл.); в последние же годы получили известность украшения с финифтью производства Пермского экспериментального ювелирного завода.

Опалесцируюшие (опаловые) эмали в ювелирном деле широко применялись в XVII—XIX веках. Отличаются от обычных эмалей особыми декоративными свойствами: в зависимости от угла падения света на них могут казаться то прозрачными, то слегка приглушенными, а то становятся похожими (по густоте окраски и яркости бликов) на благородный опал. Опалесцирующий эффект достигается путем так называемого глушения — ввода в состав данных эмалей различных окислов. Недавно, казалось, забытые опалесцирующие эмали в последнее время все чаще используются при изготовлении ювелирных украшений.

Пример нанесения опалесцирующей эмали на изделия из томпака:

  1. Произвести контроль внешнего вида: на основе (заготовках) не должно быть рисок, вмятин, пор и отслоения металла
  2. Уложить заготовки изделий на подставку
  3. Поместить подставку с заготовками изделий в электропечь, и произвести отжиг
  4. Вынуть подставку с заготовками изделий из печи, перенести на стеллаж, охладить до комнатной температуры
  5. Произвести химическое травление заготовок изделий: поместить в корзину для травления, обработать соляной кислотой; для свободного доступа кислоты заготовки необходимо разложить в один ряд
  6. Промыть заготовки в проточной воде последовательно в трех ваннах
  7. Удалить влагу, просушить
  8. Произвести химическое травление: обработать заготовки меланжем
  9. Промыть заготовки холодной проточной водой
  10. Промыть заготовки горячей проточной водой
  11. Удалить влагу
  12. Нанести заранее подготовленную шликерную массу эмали, разравнять массу, встряхивая заготовки шпателем; удалить избыток влаги
  13. Уложить заготовки изделий с нанесенной эмалью на подставку, произвести сушку при комнатной температуре
  14. Поместить заготовки изделия в электропечь, оплавить (обжечь) эмалевое покрытие до образования однородного волнистого покрытия, вынуть заготовки изделий из печи
  15. Охладить заготовки до комнатной температуры
  16. Произвести химическое травление-заготовок изделий с эмалевым покрытием плавиковой кислотой
  1. Промыть заготовки" изделий сначала в холодной, а затем в горячей проточной воде, удалить влагу
  2. Нанести повторно шликерную массу эмали, разравнять, удалить избыток влаги
  3. Уложить заготовки изделий на подставку, просушить на воздухе, поместить в электропечь
  4. Оплавить (обжечь) эмаль до образования гладкого блестящего покрытия
  5. Удалить заготовки изделий из печи, поместить на стеллаж, охладить, очистить от окалины
  6. Произвести химическое травление заготовок изделий в соляной кислоте
  7. Промыть заготовки в проточной воде последовательно в трех ваннах, удалить влагу
  8. Произвести химическое травление заготовок изделий в меланже
  9. Промыть в холодной проточной воде
  10. Промыть в горячей проточной воде, удалить влагу тканью х/б
  11. Произвести контроль внешнего вида: эмалевое покрытие должно быть равномерным, без сколов, трещин, царапин, пузырей

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru