>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебное пособие ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛОЭмалированиеЭмалирование — один из видов декоративной обработки (отделки) ювелирных украшений. Искусство нанесения эмали известно со времени древнего Египта и всегда требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной культуры. Составы эмалей, способы их приготовления и методы нанесения всегда держались в секрете. Существующие в наши дни эмали и процессы эмалирования позволяют значительно расширить ассортимент ювелирных украшений, повышают их декоративно-художественную ценность, а также эффективность использования драгоценных металлов.
Эмаль представляет собой легкоплавкое стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл. =Сложный состав эмали необходим для прочного сплавления с металлом. По химическому составу эмали представляют собой соли кремниевой кислоты, а компонентами сплава являются окислы свинца, кремния, калия, бария, натрия, трехокиси мышьяка, сурьмы и окислы красящих металлов. Цвет эмалей — самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей. Различают эмали холодные и горячие, прозрачные и непрозрачные. В ювелирном деле чаще применяются горячие эмали, наносимые на изделия посредством обжига. Виды эмалей. Эмали делятся на выемчатые, перегородчатые и расписные (живописные). Эмали, наносимые в углубления (выемки) изделий, называются выемчатыми (рис. 9.3, а). Углубления (выемки) под эмаль могут быть подготовлены литьем, штамповкой, чеканкой, гравированием, травлением. При этом приеме эмалирования используются как прозрачные, так и непрозрачные эмали.
Рис. 9.3. Эмалирование Эмали, которые наносятся в углубления (клеточки), образованные искусственно созданными перегородками из плоской проволоки или филиграни, называются перегородчатыми (рис. 9.3,б). Техника перегородчатой эмали предусматривает использование прозрачных и непрозрачных эмалей. Разновидность перегородчатой эмали — эмаль витражная. Рисунок на изделии под витражную эмаль вырезают непосредственно в металле или выполняют техникой филиграни. Прием витражного эмалирования представляет собой перекрытие (затяжку) сквозных отверстий только прозрачными цветными эмалями. Эмалирование расписными (живописными) эмалями (рис. 9.3, в) заключается, в росписи эмалью или чаще всего надглазурными красками по эмали. Последний прием эмалирования очень трудоемкий и кропотливый, от эмальера требуется высокая профессиональная подготовка и художественный вкус. В нашей стране изделиями с расписными эмалями, которые называют изделиями с филигранью, издавна славился г. Ростов (Ярославская обл.); в последние же годы получили известность украшения с финифтью производства Пермского экспериментального ювелирного завода. Опалесцируюшие (опаловые) эмали в ювелирном деле широко применялись в XVII—XIX веках. Отличаются от обычных эмалей особыми декоративными свойствами: в зависимости от угла падения света на них могут казаться то прозрачными, то слегка приглушенными, а то становятся похожими (по густоте окраски и яркости бликов) на благородный опал. Опалесцирующий эффект достигается путем так называемого глушения — ввода в состав данных эмалей различных окислов. Недавно, казалось, забытые опалесцирующие эмали в последнее время все чаще используются при изготовлении ювелирных украшений. Пример нанесения опалесцирующей эмали на изделия из томпака:
|