>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебное пособие ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛОРазметкаОбщеизвестно, что конструкторская мысль, прежде чем воплотиться в материале, сначала реализуется на бумаге — эскизах, рисунках, схемах, чертежах. По этим своеобразным наглядным пособиям затем создаются предметы, вещи, изделия, сооружения заданных размеров, форм. При этом, как правило, не требуется производить прямого переноса (обозначения) эти размеров и форм на материал изготовления.
Однако в некоторых случаях такой перенос просто необходим. Так, швея не начнет кройку, не перенеся (не обозначив) на ткань весь рисунок модели будущего изделия. Слесарь-станочник не приступит к обработке, например, направляющих станины (основания) токарного станка, не выполнив прямо на заготовке соответствующей разметки — четкого обозначения контуров обрабатываемых плоскостей и толщин снимаемого металла. В ювелирном деле при ручном изготовлении украшений операцией разметки называется процесс прямого, соразмерного переноса рисунка будущего изделия или отдельной его детали на материал. Никогда не следует забывать, что правильно выполненная операция разметки имеет исключительно важное значение для последующей обработки и получения на финише изделия высокого качества. Ведь малейшие неточности, погрешности в разметке могут привести к искажению отдельных, зачастую довольно сложных элементов рисунка, к нарушению целостности формы и содержания всего замысла. Правда, в наши дни, когда в ювелирное дело вторгся механический труд, значение операции разметки сильно уменьшилось, особенно с внедрением таких технологических процессов, как штамповка и литье. Штампованные и литые заготовки деталей и изделий, поступая на стол ювелира-монтировщика, уже имеют размеры и, главное, формы, очень близкие к заданным, поэтому нет необходимости на них что-либо обозначать, размечать. Задача ювелира-монтировщика — подправить, доработать эти заготовки, довести точность их форм и размеров до требуемой, а затем собрать, смонтировать в единое целое. Для выполнения разметки необходимы следующие инструменты и приспособления: чертилка, разметочный циркуль, масштабная линейка, штангенциркуль, ножницы, молоток, кернер, разметочная плита. Процесс разметки условно можно разделить на три стадии: подготовку создаваемого образца изделия, подготовку материала для изготовления, собственно разметку. Подготовка создаваемого образца изделия заключается в тщательной его прорисовке на кальке или бумаге. Материал для изготовления (заготовка) перед проведением разметки должен быть отожжен — на равномерноокисленной темной поверхности разметочные риски будут более заметны; на заготовке не дожно быть никаких пороков (трещин, раковин, вмятин). Непосредственно разметка может быть осуществлена несколькими способами: вычерчиванием рисунка с применением правил построения геометрических фигур (рис. 3.1), переносом рисунка с кальки на заготовку с помощью воска, копировальной бумаги, краски, путем выкалывания.
Рис. 3.1. Разметка путем построения геометрических фигур Вычерчивание рисунка с применением правил деления прямых и окружностей, построения ряда геометрических фигур (треугольника, квадрата, ромба, пятиугольника, овала, эллипса) - процесс довольно кропотливый, требующий наличия специальной разметочной плиты, а также значительных затрат времени, в связи с чем ка практике применяется редко. Деление, окружности на части можно сделать также с помощью готовых, выверенных длительным опытом работы методов исчисления (табл. 3.1). Таблица 3.1
Перенос рисунка ка заготовку с помощью воска осуществляют следующим образом:
Перенос рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги выполняют в такой последовательности:
Перенос рисунка на заготовку с помощью специального состава краски состоит из нескольких операций:
Перенос рисунка на заготовку путем выкалывания, включает ряд операций:
|