>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

       

Концептуальная пара

«Из двух телохранителей один всегда находился за
рулем «Бентли», а другой в проворном маленьком
«Форде» ехал впереди или позади охраняемой персоны,
меняя позицию без какой бы то ни было поддающейся
вычислению системы. Обе машины поддерживали прямую
связь с диспетчерским пунктом фирмы «Профешнл Секъюрити».

А. Тотис, «Гориллы»

Если позволяют финансы и есть реальные опасения, что готовится покушение, к автомобилю клиента «пристегиваются» машины сопровождения. Вместе они составляют так называемую концептуальную пару (если автомобилей два) или концептуальную тройку (если автомобилей три). Более сложные построения кортежей с использованием нескольких транспортных средств применяются в государственной системе обеспечения безопасности. Вряд ли бюджет СБ коммерческого предприятия позволит иметь более двух машин сопровождения. Вернее, позволить-то можно, вот только кто ж вам позволит. По нынешним временам и одна-то редкость. Поэтому остановимся на концептуальной паре «машина клиента — машина сопровождения». Каким требованиям они должны отвечать?

Желательно, чтобы они были одного класса, а еще лучше — одинаковыми. И вопрос престижа здесь не главный. Сходные технические характеристики, такие, как разгон с места, маневренность, скорость, должны обеспечивать возможность машине сопровождения уверенно держаться рядом и выполнять свои задачи. Вряд ли подержанная «девятка» сможет удержаться на трассе за пятилитровым «Мерседесом» и обеспечить его надежное прикрытие. Стало уже классикой располагать клиента в представительской машине, а охрану в джипе.

Мне приходилось руководить обеспечением безопасности визита делегации известного в России бизнесмена из Германии и его встречу с губернатором субъекта федерации. Мероприятие не было обделено бюджетом, и мы позволили себе работать «как положено». Было лишь одно обязательное условие. Глава делегации, господин Кнауф (все, кто сталкивался с ремонтом и строительством безусловно знают это имя), не хотел никакой охраны. Но прочие члены делегации должны были видеть нас постоянно (чтобы знать, за что платятся деньги). То есть, из двух сидящих в одной машине господ, один должен нас видеть, а другой — нет. Бывают в нашей работе и такие противоречивые задачи.

Делегация двигалась в двух «БМВ» «пятерках», а мы сзади на «Мерседесе-210». Водители «БМВ» меняли скорость от 80 до 150 км/ч. При всех великолепных качествах «Мерса» удержаться за ними, соблюдая при этом дистанцию и прячась за другие автомобили, было нелегко. Путь в 250 км изобилует сужениями, переездами и инспекторами, вооруженными радарами. Благо, что весь маршрут был проверен заранее и в точках плановой остановки (а других не было) сидели заранее приехавшие наши сотрудники. В конце г-н Кнауф, видимо, уже догадался о нашей роли, но в итоге все остались довольны.

Но мы отвлеклись. Идентичность автомобилей необходима еще и для того, чтобы можно было пересаживать клиента из одного в другой. Делается это не только, когда одна из автомашин выходит из строя, но и в обыденной работе. Без всякой системы, которую можно просчитать. Чтобы возможные киллеры не могли угадать, в какой машине клиент едет в данный момент. Необходимость внезапных пересадок нужно корректно объяснить клиенту и иногда практиковать их.

Водители обеих автомобилей должны быть не просто высококлассными пилотами, но и чувствовать друг друга, иметь схожий стиль вождения. Еще лучше — схожие характеры. В результате их несогласованных действий вероятность иметь неприятные последствия значительно повышается. Например, водитель первой машины проскакивает на желтый сигнал светофора. Получается, что второй автомобиль будет выезжать на перекресток уже на красный сигнал, что чревато не только душеспасительными беседами с автоинспектором, но и создает риск аварии. Подобная согласованность необходима и при осуществлении других маневров. В большинстве случаев инициатива исходит от ведущей машины. Ее водитель должен постоянно помнить о своем коллеге в ведомом автомобиле и думать, сможет ли тот понять и повторить маневр. Если водители не могут согласованно выполнять такие простые маневры, как разворот, обгон и т. п., то о качественном прикрытии вообще не может идти речь. Многие водители считают, что, идя первой машиной, они вольны делать все, что угодно. Пусть ведомый под них подстраивается. Это неправильный ход мыслей.

Большую роль в слаженной работе водителей играют специалисты по безопасности. Причем требования к ним должны быть едиными. А то получится, что один телохранитель говорит одно, а после него садится другой и говорит обратное. В итоге получается конфликт. Поэтому лучшим будет такой подход, при котором любой телохранитель обо всех недостатках и замечаниях будет докладывать старшему группы охраны, а тот будет систематизировать всю полученную информацию и инструктировать водителей до слез соответствующим образом.

Еще одним непременным условием слаженной работы двух автомобилей является надежная оперативная связь. Сотовый телефон тут может не подойти. Ведь в большинстве случаев вам необходимо связаться немедленно. Набор номера, сбои в работе связи, и т. п. — все это занимает драгоценные секунды. Здесь на помощь приходят радиостанции. Сотовая связь гораздо более защищена от прослушивания, поэтому при пользовании радиостанцией важную информацию передавайте в закодированном виде. Об этом я говорил в главе о правилах ведения радиообмена.

В некоторых ситуациях можно установить постоянную сотовую связь и не отключаться до разрешения проблемы. Для этого необходимо выполнение трех пунктов:

  1. телефон должен иметь уровень зарядки близкий к максимальному;
  2. количество денег на счету должно давать возможность не думать в критическую минуту об экономии;
  3. у вас должна быть гарнитура, освобождающая руки.

Спорный вопрос: где должна ехать машина сопровождения, впереди основной или сзади. Однозначного ответа дать нельзя. Я рекомендую решать этот вопрос в зависимости от ситуации. Что дает движение машины сопровождения во главе кортежа? Она первой встречает все опасности. При превышении скорости на цугундер к инспектору попадает тоже она, поскольку радар может фиксировать только один автомобиль, коим, естественно, будет первый. Ведущая машина сопровождения может успешно блокировать возникшие опасности по ходу движения, как от стоящих, так и от движущихся объектов. Недостатком такого кортежа является то, что VIP-машина не защищена от нападений сзади и с флангов. Контролировать обстановку сзади труднее, чем спереди. Да и реагирование представляется затруднительным. Нередки примеры, когда внезапной атакой сбоку нападающие отсекали машину сопровождения, идущую впереди. Справедливости ради необходимо добавить, что и случаев, когда блокировали машину охраны, идущую сзади примерно столько же. Разница в том, что в первом случае преступникам вообще не нужно затруднять себя перестрелкой с машиной сопровождения. Ведь ей (в смысле машине сопровождения) на полном ходу будет весьма затруднительно оказать немедленную помощь клиенту, которым займутся сразу. Во втором случае преступникам нужны минимум две группы для атаки двух машин и значительно более плотный огонь.

Чем характерно движение за VIP-машиной? Вам легче контролировать тыл и фланги. Перспектива движения тоже вполне ясна и достаточно хорошо просматривается. В случае возникновения угрозы спереди, машина с охраной может резко ускориться и встретить опасность. При приближении подозрительного автомобиля сзади или сбоку, машина сопровождения должна оттеснить ее от машины клиента. В некоторых случаях есть смысл не давать обогнать кортеж. Это, конечно, не вызовет ни у кого восторга, но ничем, кроме матюгов в ваш адрес обычно не грозит.

Еще один плюс движения следом за VIР-машиной — возможность оказать немедленную помощь. При любой неприятности у первой машины, охрана немедленно оказывается рядом и действует по ситуации. Вплоть до быстрой пересадки клиента и дальнейшего движения. Возьмите на заметку: история знает случаи, когда в экстремальных ситуациях автомобиль сопровождения врезался в машину клиента. Для предотвращения подобных эксцессов водитель должен быть внимателен и соблюдать дистанцию. Хотя дистанция не должна быть большой и может изменяться. Например, чтобы не дать посторонней автомашине вклиниться между вами. Мне кажется, что такие защитные маневры нет необходимости расписывать подробно. Они просты и вы вполне можете их проработать с водителями на теоретических занятиях. Но это вовсе не значит, что водители сами принимают решения, какой маневр осуществить. За исключением простых и стандартных действий, общие команды дает старший группы личной охраны.

Резюмирую сказанное выше. Необходимо комбинировать порядок движения в соответствии с обстановкой, а иногда и бессистемно, чтобы сбивать противника с толку.

То же самое происходит и при остановке одной из машин кортежа инспекторами ДПС. В этом случае необходимо действовать по ситуации и, главное, согласованно. Если инспектора вызывают подозрения, можно вообще никому не останавливаться. Даже, если возникнут проблемы с Законом, это меньшее зло, чем попадание в засаду. Тем более что уладить возникшую проблему несложно. В большинстве случаев на трассе при остановке одной из машин должны остановиться обе. Причем все телохранители должны выйти и рассредоточиться в соответствии с расстановкой и обстановкой. Водители не глушат двигатели. Необходимо быть готовым к немедленному отъезду. Такие действия, помимо того, что являются обязательными для обеспечения безопасности, производят на инспекторов большое впечатление и максимально ускоряют процесс разбора. Обратной реакцией, то есть повышенным интересом ко всему кортежу, обычно отличаются омоновцы, которые более смелые ребята, чем сотрудники ГИБДД. Если останавливают автомобиль с клиентом, то охрана обязана остановиться тут же.

Если инспектор останавливает автомобиль охраны в населенном пункте, то старший группы может дать команду VIP-машине продолжать движение. Такое решение оправдано, например, когда до места прибытия недалеко, а также в некоторых других случаях. Например, если проверка клиента и его автомобиля нежелательна по какой-либо причине. Ведь не исключено, что за проверкой машины сопровождения возникнет нескромный интерес и к основной машине.

В такие моменты принять решение необходимо за секунду. Если вы и есть тот человек, от которого это требуется, вы должны быть готовы к этому заранее. Впрочем, нередки случаи, когда и клиент высказывает свое пожелание или требование по данному вопросу.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru