Процесс изготовления стропов включает в себя следующие операции:
Выбор каната нужного качества. Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6x19+1 о.с, в котором 6 прядей по 19 проволок и один органический сердечник; типа ЛК-РО 6х36+1 о.с; ТЛК-О 6х37+1 о.с; ТЛК-О 36х37+1 о.с. Допускается применение канатов других типов.
Определение длины каната. Длина заготовки должна включать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образования петель, заплетки и технологического припуска.
Определение диаметра каната. При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффициент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 — для пеньковых канатов и 5 — для цепей).
Выбор концевого (захватного) элемента. При этом учитывают места крепления и способы обвязки груза (для деталей с фланцами —
Крепление зажимами. Его применяют при изготовлении стропов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой — наиболее распространенный способ.
Выбор способа резки. Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой. Электродуговая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности. Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8... 10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5...2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1...4 диаметра каната (см. рис. 2.15, в).
Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90° (рис. 2.24).
Рис. 2.24. Определение длины стропа:
А — расстояние между захватами
Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.
Цепной строп подлежит браковке при увеличении звена цепи более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена вследствие износа более 10 % (рис. 2.25, а).
износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % или удлинению звеньев на 3 %;
наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.
Канатный строп подлежит браковке, когда число видимых обрывов наружных проволок канатов превышает следующие значения (d — диаметр стропа):
Длина участка стропа............... 3d 6d 30d
Число видимых обрывов проволок на участке......... 4 6 16
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более (по сравнению с номинальным диаметром) канат стропа подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. Если уменьшение диаметра на 10 % произошло в результате повреждения внутреннего сердечника, то канат подлежит браковке независимо от видимого обрыва проволок.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок определяется при помощи микрометра или другого инструмента, обеспечивающего точность измерения.
Строп не допускается к использованию при выявлении:
обрыва одной или более прядей каната;
корзинообразной деформации;
выдавливания сердечника;
выдавливания или расслоения прядей;
местного увеличения или уменьшения диаметра каната;
раздавленных участков;
перекручивания, заломов и перегибов каната;
повреждений, появившихся в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда;
деформированных коушей или их износа с уменьшением первоначальных размеров сечения более 15 %;
трещин на опрессовочных втулках или изменения размера трещин более
признаков смещения каната в заплетке или втулках;
поврежденных оплеток;
крюков, не имеющих предохранительных замков.
Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы должны быть изъяты из работы для проведения ремонта.
Испытания стропов статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность стропа на 25%, проводятся после их изготовления.
На каждом стропе должна быть маркировочная бирка, на которой указываются:
завод-изготовитель;
порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;