Грузоподъемный кран — это грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами и предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.
По конструкции грузоподъемные краны подразделяются на следующие типы:
стреловые, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, трубоукладчики, мачтовые, консольные, настенные, краны-манипуляторы);
мостовые, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающейся по мосту (мостовые, козловые, полукозловые);
кабельные, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах (кабельные, кабельно-мостовые).
Грузоподъемные краны также подразделяются:
по виду грузозахватного органа (крюковые, грейферные, магнитные, штыревые, литейные, траверсные, копровые, закалочные, контейнерные и др.);
возможности перемещения (стационарные, самоподъемные, переставные, передвижные, прицепные, самоходные);
виду ходового устройства (на гусеничном ходу, на колесном ходу, автомобильные, на спецшасси автомобильного типа, пневмоколесные, рельсовые, железнодорожные, шагающие, плавучие);
виду привода (ручные, электрические, механические, гидравлические, комбинированные, пневматические).
Грузоподъемные краны имеют следующие основные параметры.
Грузоподъемность крана (Q, т) — наибольшая допустимая масса поднимаемого груза, включая массу съемного грузоподъем ного приспособления, на подъем которой рассчитан кран в заданном режиме работы.
Вылет (L, м) — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа.
Момент грузовой (М, т*м) — произведение величины вылета и соответствующей ему грузоподъемности:
М = QL.
Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
Пролет — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
Глубина опускания — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении (она равна 5 м в рабочем положении).
Скорость подъема (опускания) груза — скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
Скорость передвижения крана (тележки) и скорость передвижения крана (тележки) в установившемся режиме движения.
Основные параметры крана указываются в его паспорте и должны найти отражение в производственных инструкциях для крановщиков и стропальщиков.
На грузоподъемных машинах применяются следующие тормоза:
ленточные — торможение осуществляется за счет трения гибкой стальной ленты по поверхности тормозного шкива. В качестве привода используются электромагниты или гидротолкатели;
колодочные, состоящие из двух колодок, прикрепляемых к тормозным рычагам, которые под действием замыкающего устройства (сжатой пружины, массы груза) плотно накладываются на поверхность тормозного шкива;
дисковые — торможение осуществляется за счет прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, неподвижным диском.