>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Стекольные работы

       

§ 30. Выемка, раскрой, резка и переноска витринного стекла

На строительство ящики с витринным стеклом, доставляемые на автомашинах, устанавливают у прочного основания. Разбитые стекла вынимают кусками, предварительно надев рукавицы. Стружку и доски убирают и около ящика кладут две деревянные подкладки длиной не менее 30 см так, чтобы они находились на расстоянии - ширины стекла от его краев.

При выемке допускается наклон стекла не более 15°. Резать стекло необходимо на верстаке. До раскроя стекла следует измерить расстояние между фальцами и проверить прямоугольность рамы, чтобы без ошибки вырезать стекло нужного размера и формы. Вырезанное стекло с надетыми прокладками должно быть на 4...5 мм меньше размеров между фальцами как по длине, так и по ширине.

Во время резки стекла рекомендуется провести две линии реза на расстоянии 2...3 мм одна от другой, что предохраняет стекло от произвольного раскалывания во время ломки. Режут витринные стекла алмазными или твердосплавными стеклорезами.

Механизированный стеклорез с дистанционным управлением изображен на рис. 64. Он прочно удерживается на стекле однотарельчатым и вакуум-присосами, устанавливаемыми по две штуки с каждой стороны. Каретка со стеклорезами передвигается по пазам направляющих линеек с помощью тросика.

Рис. 64. Резка стекла механизированным стеклорезом

Стекла удобно поднимать, переносить, передвигать и перевертывать с помощью трехтарельчатых вакуум-присосов (рис. 65).

Рис. 65. Перемещение стекла с помощью вакуум-присосов

В мастерских для резки стекла создают звенья в составе пяти человек из стекольщиков 5-го и 3-го разрядов и трех стекольщиков 2-го разряда. Для вставки стекла создают такое же звено или с увеличенным составом стекольщиков 2-го разряда на два человека, что зависит от размера стекла и высоты вставки.

Транспортировать стекла больших размеров следует с большой осторожностью, чтобы их не расколоть. Стекла небольших размеров могут переносить двое рабочих на руках и держать стекла в таком положении, как это показано на рис. 66.

Рис. 66. Переноска стекла небольших размеров вручную

Большие стекла переносят несколько рабочих, применяя прочные ремни (обычно пожарные брезентовые рукава) или же вакуум-присосы, пары которых скреплены прочным ремнем.

При переносже стекла рабочие должны идти в ногу. От неправильного хода во время переноски возможно раскалывание стекла.

Чаще всего на недалекое расстояние стекла переносят вручную, но на большие расстояния их перевозят на тележках, оборудованные специальными упорами с мягкими прокладками, на которые опирается стекло (рис. 67), Зезут тележку один или двое рабочих и двое оСязате-льно поддерживают стгкло.

Рис. 67. Перевозка витринного стекла на тележке

Кроме того, тележка должна быть с резиновыми колесами и двумя деревянными подкладками, на которые ставится стекло. При небольшом объеме работ и особенно при ремонтных работах, когда требуется вставить одно-два стекла и нецелесообразно доставлять на место работ стол для резки стекла, квалифицированные стекольщики режут витринное стекло непосредственно в ящике, установленном вертикально.

Прежде всего раскрывают ящик, дощатую стенку или убирают, или оставляют, и тогда она служит площадкой. Все гвозди на дощатой площадке загибают. Затем устраивают подмости из козелков или же прибивают к стенкам ящика планки с подкосами (рис. 68). На подкосы кладут дощатый настил и протирают стекло полностью или только по линии реза.

Рис. 67. Перевозка витринного стекла на тележке

На стекле делают разметку, по которой будет проходить линия надреза. В помощь резчику-стеколыцику на подмости поднимаются двое помощников. Они приставляют в нужном месте линейку, прижимают ее и удерживают в таком положении, пока по ней проводят линию надреза (рис. 69). Затем стекло отводят или подают на себя настолько, чтобы можно было простучать его с обратной стороны реза.

Рис. 68. Резка стекла в ящике

После этого под стекло подкладывают доску или ту же линейку, кромка которой должна быть против липии надреза, и ломают стекло. Затем его вынимают. Если имеются вакуум-присосы, то низ стекла протирают и на расстоянии 50...60 см от нижней кромки устанавливают два вакуум-присоса. Дощатый настил убирают. Двое стекольщиков поднимаются на верх ящика и отводят стекло в вертикальное положение. Стекольщики, находящиеся внизу, одной рукой берутся за ручки вакуум-присосов, а другой придерживают стекло и немного его приподнимают. Вынутое из ящика или контейнера стекло устанавливают в уложенные деревянные подкладки.

Без вакуум-присосов стекло вынимают так. Убирают настил, двое стекольщиков с двух сторон берут стекло и постепенно ставят его вертикально. Затем осторожно выдвигают его с одновременным подъемом вверх и ставят на подкладки. После этого под стекло пропускают лямки, которые держат одной рукой, а другой поддерживают стекло, чтобы оно при переноске было в вертикальном положении. Стекло подносят к месту вставки и ставят на подкладки.

Удобно и безопасно переносить стекла в конверте (рис. 70), имеющем опорную доску 7, на которую ставят стекло, и бортовую планку 6. Она не дает стеклу прилегать плотно к щиту, так как находится от него с небольшим наклоном. Стекло прижимается запорной планкой 3, закрепляемой сверху скобой 4. С гомощью конверта можно быстро положить стекло в горизонтальное положение и резать, зачищать кромки и надевать прокладки.

Рис. 70. Схема конверта для переноски витринного стекла:
1 — ручка, 2 — рама, 3 — запорная планка, 4 — скоба запорной планки, 5 — стекло, 6 — бортовая планка, 7 — опорная доска

При наличии на строитель с* ре подъемных кранов любой конструкции и грузоподъемности витринные стекла можно поднимать на второй и другие вышерасположен-ные этажи с помощью универсальной вакуум-траверсы (рис. 71). Грузоподъемность траверсы от 50 до 200 кг, размеры поднимаемого стекла 2000х1300 мм.

Рис. 71. Универсальная вакуум-траверса для подъема (монтажа) крупноразмерных стеклоконструкций:
1 — поворотная рама с вакуум-присосами, 2 — лебедка перемещения контргруза, 3 — лебедка управления захватной поворотной рамой, 4 — крупноразмерное стекло, 5 — проушина, 6 — каретка, 7 — обоймы со стопорами, 8 — направляющая траверсы, 9 — контргруз с тросом

Траверса состоит из поворотной рамы 1, направляющей 8, каретки 6, обоймы 7 со стопорами и перемещаемого вдоль направляющей контргруза 9. Механизм управления — лебедки 3 и 2 поворота рамы и перемещения контргруза — соответственно размещены в передней части траверсы для удобного доступа монтажников, которые размещаются на люльках или выдвижных телескопических вышках. Последние более удобны, так как они жестко стоят, а люльки при нажиме на стекло при его выдвижении или постановке в фальцы отодвигаются от стены. Поворотная рама снабжена восемнадцатью вакуум-присосами ручного действия. Траверса может быть навешена на крюк, любого грузоподъемного крана.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru