>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник спасателя

МЧС России

       

3.20. Международная и гуманитарная деятельность спасателей МЧС России

Характерной особенностью современного мироустройства является взаимная помощь государств в случае возникновения на их территориях ЧС. Эта помощь организуется по линии Организации Объединенных Наций (ООН), на основании двухсторонних или многосторонних межгосударственых соглашений (договоров). Российская Федерация активно взаимодействует с ООН и международными организациями по вопросам профилактики ЧС и ликвидации их последствий. Наша страна имеет двухсторонние договоры с десятками государств о взаимодействии в случае возникновения ЧС.

В рамках СНГ создан Межгосударственный Совет по ЧС. Такая система международного взаимодействия позволяет координировать усилия многих государств по вопросам оперативного реагирования на ЧС, оказанию максимальной помощи пострадавшей стране, ее народу, экономике.

Правительство пострадавшей.страны может запросить международную помощь через сложившуюся в мире систему международных отношений или напрямую у другого государства.

Координирующим органом при проведении международных спасательных и гуманитарных операций в ЧС является Организация Объединенных Наций — ООН: united nation — UN.

Международное сотрудничество России с зарубежными государствами по вопросам оказания помощи в ЧС носит регулярный, целенаправленный, широкомасштабный, высокорезультативный характер. Например, спасатели МЧС России первыми прибыли на место землетрясения в город Гельджюк (Турция, 1999 г.). Они спасли жизни 72 человек. Для сравнения: столько же человек спасли все остальные спасатели, принимавшие участие в этой операции.

Первая международная спасательная операция российских спасателей была проведена в 1991 году.

В период с 1994 по 2002 год спасатели МЧС России приняли участие в десятках спасательных операций за рубежом.

Схема организации международной помощи Россией

Началом организации и проведения международных ПСР является информация о ЧС. На первом этапе эта информация поступает из местных органов реагирования на ЧС в правительство пострадавшей страны, в средства массовой информации и в ООН. Одновременно эта информация поступает в Правительство Российской Федерации, МЧС России — в Центр управления в кризисных ситуациях старшему оперативному дежурному министерства. Оперативный дежурный информирует о случившемся руководство МЧС России, департаменты, подразделения Российского корпуса национального чрезвычайного гуманитарного реагирования, в том числе: отряд Центроспас, 179 Спасательный центр, центр «Лидер», Государственное унитарное авиационное предприятие. Эти подразделения приводятся в режим повышенной готовности.

Работа спасателей в международной спасательной операции — не соревнования «кто больше или кто быстрее», это кропотливая, тяжелая, ответственная, порой опасная работа по спасению человеческих жизней. Пребывание в другой стране обязывает всех членов отряда RUSSAR строго соблюдать местные законы, правила, обычаи, поддерживать высокий уровень работоспособности, личного поведения, способствовать выработке положительного мнения об отряде.

После поступления информации о ЧС и просьбы о помощи от пострадавшей страны в Правительство РФ принимается решение об оказании помощи. Одновременно на правительственном уровне решается вопрос о формах и размерах помощи.

Министерства иностранных дел заинтересованных государств оперативно согласовывают таможенные и пограничные процедуры. Разрабатываются их временные упрощенные схемы.

Финансирование международной помощи, в том числе ПСР, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ об оказании помощи.

Оплата труда сотрудников МЧС России, направленных на работу за границу, осуществляется в соответствии с утвержденными нормами.

Любая международная поисково-спасательная операция включает несколько основных этапов.

Этап № 1. Поступление информации о ЧС в правительство потерпевшей страны.

Этап № 2. Информация правительством потерпевшей страны о ЧС в ООН, средства массовой информации, правительства других стран.

Этап № 3. Просьба правительства пострадавшей страны о международной помощи.

Этап № 4. Принятие решения ООН, правительствами других стран об оказании помощи. Создание комитета по координации международной помощи.

Этап № 5. Определение объемов и форм международной помощи. Решение таможенных и пограничных вопросов.

Этап № 6. Направление помощи в пострадавшую страну.

Этап № 7. Создание ПСО RUSSAR, прибытие отряда на место работ.

Этап № 8. Организация и проведение ПСР.

Этап № 9. Завершение работ, подведение итогов, возвращение на Родину.

Для проведения ПСР за рубежом создается сводный Международный спасательный отряд RUSSAR. Персональный состав этого отряда формируется с учетом конкретной работы из специалистов, имеющих необходимый уровень профессиональной подготовки и опыт работы.

Готовность такого отряда к вылету составляет 3 часа.

Отряд должен иметь данные о своих возможностях (сертификат), список личного состава, перечень ограничений.

Особенность формирования ПСО RUSSAR для участия в международной операции заключается в строго фиксированном количестве участников и в ограничении материально-технических ресурсов. В этой ситуации первостепенное значение приобретает четкое руководство отрядом, личные и профессиональные качества спасателей.

По прибытии на место проведения ПСР и до полного их завершения ПСО RUS-SAR находится в оперативном подчинении, получает указания, отчитывается перед временным Центром по координации операции (UN OSOCC), который создается по решению ООН. Перед началом ПСР представители OSOCC представляют руководителю отряда максимально подробную информацию о ЧС, месте проведения работ, взаимодействии, национальных особенностях, сроках и формах предоставления текущей информации, о радиочастотах, бытовых вопросах и т.д. Согласуются вопросы передачи пострадавших и погибших.

После постановки задачи отряду, ее уяснения и уточнения представителями OSOCC проводится инструктаж с личным составом. Определяются вопросы личной и имущественной безопасности отряда и спасателей.

Структура ПСО RUSSAR для участия в международной операции

Ключевой фигурой в ПСО RUSSAR при проведении работ за рубежом является начальник отряда, который несет полную ответственность за личный состав, оборудование и результаты работы с момента назначения на должность до полного завершения работ и возвращения в свою страну. Руководство отрядом осуществляется по принципу единоначалия.

Начальник отряда подбирает и ведет расстановку кадров, устанавливает режим работы, отвечает за материально-техническую комплектацию отряда, обеспечивает согласованное функционирование всех структурных подразделений отряда, координирует деятельность отряда во взаимодействии с другими участниками работы, получает информацию и анализирует ее, разрабатывает план проведения ПСР, принимает и сдает рабочий участок, ставит задачи подчиненным, при необходимости вносит коррективы, проверяет качество и эффективность ПСР, поддерживает связь со своей страной и с МЧС России, готовит и передает сведения в средства массовой информации, несет ответственность за соблюдение требований техники безопасности личным составом, разрабатывает план эвакуации людей в случае возникновения угрозы травмирования, отвечает за здоровье спасателей и их реабилитацию, ведет журнал ПСР, готовит отчетную документацию.

Спасатели МЧС России в количестве 27 человек принимали участие в международной программе по разминированию Косова. Они обезвредили территорию в 232 тысячи квадратных метров, обнаружили и уничтожили сотни мин и снарядов. За три года Международной программы ООН на Балканском полуострове погиб 31 сапер, россиян среди них нет, что свидетельствует о высокой профессиональной подготовке наших специалистов.

В случае травмирования или гибели спасателя должностные лица отряда должны действовать в соответствии с российским законодательством: сообщить руководству МЧС России о случившемся, назначить комиссию по расследованию причин несчастного случая, составить акт про форме H-l, выполнить другие необходимые действия по ранее разработанной схеме.

Тактика организации и проведения ПСР спасателями МЧС России подробно описана в разделах главы 3 учебника. Она может быть использована при проведении международных спасательных операций.

Особое место в международной деятельности спасателей МЧС России занимают работы повышенного риска. К ним относятся разминирование, ПСР в зонах вооруженных конфликтов.

Одной из форм международной деятельности спасателей МЧС России является проведение гуманитарных операций. Они проводятся в соответствии с решением Правительства РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 1995 г.                         №1010

О российском национальном корпусе
чрезвычайного гуманитарного реагирования

(в редакции Постановлений Правительства РФ
от 21.03.1998 № 336, от 27.07.1998 № 837)

Во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 8 ноября 1994 г. №573-рп «Об организации участия Российской Федерации в оказании международной гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №29, ст. 3026) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий создать на базе сил и средств министерства российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования в составе согласно Приложению и в 2-месячный срок утвердить положение об указанном корпусе.

2. Согласиться с предложением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти о создании в составе российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования Агентства по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (далее именуется — Агентство).

Установить предельную штатную численность Агентства в количестве 50 единиц.

Создание и функционирование Агентства осуществляются за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на содержание подведомственных структур Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом предоставить Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий дополнительные служебные помещения для размещения Агентства.

3. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 21.03.1998 №336 (см. текст в предыдущей редакции).

4. Министерству труда Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий установить должностные оклады и определить условия оплаты труда работников Агентства и экспедиционного аэромобильного госпиталя.

5. Согласиться с предложением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о создании оперативного аэромобильного резерва чрезвычайного гуманитарного реагирования общим весом до 120 тонн. Номенклатура и порядок использования указанного резерва определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Оплату расходов, связанных с созданием, хранением и восполнением оперативного аэромобильного резерва чрезвычайного гуманитарного реагирования, производить за счет средств финансового резерва на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, образованного Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. №1128 «О порядке финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций».

6. Согласиться с предложением Министерства Российской Федерации по делам, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об использовании валютных средств, получаемых от Организации Объединенных Наций за участие его структурных подразделений в международных гуманитарных операциях, на дооснащение подразделений российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.

7. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения о развитии структурных подразделений российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и их дооснащении авиационной и автомобильной техникой, средствами связи, медицинским и специальным спасательным оборудованием и инструментом.

* * * * *

1997 г. Гуманитарная акция МЧС России в Иране. В страну доставлено 40 тонн муки, 17 тонн медикаментов, 20 многоместных палаток и другие предметы первой необходимости.

2002 г. Афганистан. Оказание гуманитарной помощи жителям провинции Баглан, пострадавшей от землетрясения. Самолетом Ил-76 МЧС доставлено 20 тонн гуманитарной помощи, медики и спасатели. Также туда направилась автоколонна из Таджикистана.

Спасатели МЧС России участвуют в эвакуации российских граждан из-за рубежа на Родину.

1997 г. Из Афганистана в Россию эвакуировано 59 наших соотечественников.

1998 г. Операция по переселению адыгейцев из Югославии в Россию. Помощь оказана 72 человекам.

1999 г. Переселение из Грузии в Россию 79 членов сельскохозяйственной общины духоборцев.

Спасатели МЧС России регулярно принимают участие в международных учениях. Такие учения прошли на Астраханском газоконденсатном комплексе, на Калининской и Кольской АЭС.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru