Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник спасателя

МЧС России

       

3.9. Такелажные работы при проведении ПСР в ЧС

При ликвидации последствий ЧС спасатели часто выполняют строповку, обвязку различных грузов, их подъем, перемещение, опускание, расстроповку, вязку узлов, сращивание стальных и пеньковых канатов, подвешивание блоков, установку грузоподъемной техники. Все эти работы относятся к такелажным.

Особенность такелажных работ в ЧС заключается в широком разнообразии грузов, отсутствии у большинства из них специальных мест для строповки, возможном внезапном падении груза при перемещении из-за нарушения его целостности, многообразии условий работы.

Особую сложность и ответственность такелажные работы приобретают при оказании помощи пострадавшим, которые находятся под тяжелыми многотонными грузами.

Основными грузоподъемными средствами для выполнения такелажных работ являются:

  • лебедки, домкраты, тали, разжимы, пневмоподушки;
  • грузоподъемные краны;
  • вертолеты-краны.

Вспомогательными приспособлениями для выполнения такелажных работ являются:

  • стальные, пеньковые, синтетические канаты, цепи, стропа;
  • грузозахватные устройства;
  • крюки;
  • полиспасты;
  • анкерные устройства;
  • кантователи;
  • оттяжки;
  • рычаги.

Для подъема и перемещения грузов на небольшую высоту (20-40 см) спасатели используют домкраты. Они представляют собой переносные грузоподъемные механизмы незначительных размеров и массы. Домкраты бывают реечными, винтовыми, гидравлическими, пневматическими. Они устанавливаются на твердое основание и приводятся в действие мускульной силой человека. В случае недостаточной грузоподъемности одного могут использоваться одновременно 2-3 домкрата.

После подъема груза под него необходимо подложить деревянные или металлические подставки. Затем выполняются работы по освобождению домкрата.

В тех случаях, когда масса груза составляет десятки, а порой и сотни тонн, применяются специальные пневматические подушки.

Подъем и перемещение грузов осуществляются с помощью лебедок (ручных, рычажных, барабанных, электрических) и талей. Они могут подвешиваться или устанавливаться на землю. Для закрепления грузов используются крюки и канаты.

Такелажные работы зачастую выполняются с помощью грузоподъемных кранов на пневмоколесном или гусеничном ходу, а также вертолета-крана.

Для строповки (обвязки грузов) используются стропа, стальные, пеньковые, синтетические канаты, цепи, захваты, траверсы, крючья.

Стропа:
а — облегченный; б — универсальный; в — примеры строповки; г — захватные устройства с двумя крюками

Автоматическое расстроповочное устройство ПАР-1:
1 — замок; 2 — ролик; 3 — строп; 4 — самонаматывающаяся катушка; 5 — спиральная пружина; 6 — серьга; 7 — барабан; 8 — ось; 9 — узлоловитель; 10 — упор; 11 — канат управления; 12 — карабин; 13 — шпингалет; 14 — штырь; 15 — пружинный фиксатор; 16 — щеки

Универсальные грузозахватные приспособления:
а, б, в, г — захваты; д — такелажная скоба; е, ж — крюки; з, и, к, л — зажимы; м — коромысло; н — соединительное звено; о — струбцина; п — проушина

Знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами

Поднять груз или крюк
— прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или крюк
— прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть кран
— движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

Поднять стрелу
— движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

Поднять стрелу
— движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

Опустить стрелу
— движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)
— резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)
— кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Перерыв в работе
— руки перекрещены на уровне головы

Основные грузоподъемные средства при выполнении такелажных работ:
а — рычаг; б — домкрат; в — лебедка; г — кран; д — вертолет-кран.

Основное правило безопасности, действующее при выполнении такелажных работ,— никогда не находиться под грузом.

Строповка (обвязка) грузов осуществляется за специальные петли, а при их отсутствии — непосредственно за груз. Основные такелажные узлы представлены ниже.

Прямой или восьмерка. Соединение стального каната. Концы петель каната соединены зажимами

Раскрепительный:
а — для одного элемента; 6 — для двух элементов. Раскрепление элементов пеньковыми и капроновыми канатами

Прямой
. Соединение пеньковых и капроновых канатов при слабом натяжении.

Рыбацкий
. Соединение пеньковых канатов.

Штыковой:
а — Соединение стальных канатов и получение петли на конце стального каната; 6 — соединение пеньковых канатов.

Двойной прямой
. Соединение пеньковых и капроновых канатов при сильном натяжении.

Брамшкотовый.
Стыкование наглухо концов стальных канатов.

Накидной (а); «Лассо» (б).
Затягивание пеньковых и капроновых канатов на различных предметах.

Мертвая петля:
а — до затяжки; б — после затяжки. Вязка концов стальных и пеньковых канатов при строповке их на одном или двух концах. Длина второго конца должна быть не менее 20 диаметров каната.

Крестовая петля:
а — до затяжки; б — после затяжки. Строповка груза на одном конце стального или пенькового каната.

Крюковый:
а — до затяжки; б — после затяжки. Вязка стальных и пеньковых канатов без петель для подвески груза на одном конце каната. Длина свободного конца каната должна быть не менее 20 диаметров каната.

Крюковый с нахлесткой:
а — до затяжки; б — после затяжки. Вязка стальных и пеньковых облегченных стропов без петель для подвески груза на одном конце каната.

Беседочный.
Образование незатягивающейся петли на концах пеньковых и капроновых канатов.

Рифовый.
Образование петли при стыковании наглухо концов пеньковых и капроновых канатов.

Незатягивающиеся петли.
Надевание неизменяемой временной петли на различные предметы.

Гачный:
а, б — простой; в, г — двойной. Вязка стальных и пеньковых канатов на крюк без петель при привязке груза на двух концах каната.

Стопорный до затяжки.
Крепление пенькового каната к стальному для удержания последнего в определенном положении (вяжется в направлении, обратном спуску каната).

Стопорный после затяжки.
Крепление пенькового каната к стальному для удержания последнего в определенном положении (вяжется в направлении, обратном спуску каната).

Удавка (плотничный).
Подъем длинномерных предметов (досок, бревен, балок).

Двойная восьмерка со шлагом.
Подъем длинномерных предметов (досок, бревен, балок).

Перекидной соединительный.
Соединение пеньковых и капроновых канатов.

Удавка с нахлесткой.
Подъем грузов большой длины в вертикальном положении при вязке стальных или пеньковых канатов.

Выбленочный:
а — простой; б — двойной. Закрепление стального и пенькового канатов к мачте, якорю или для подъема круглых стержней.

Вязка в коуш или петлю:
а — стального каната; б — пенькового каната. Удлинение стального или пенькового каната, оканчивающегося коушем или петлей. Соединение стальных канатов: на конце удлиненного каната ставятся зажимы.

Укорачивающий:
а — простой без обрыва; б-с обрывом; в — сложный. Укорачивание пеньковых и капроновых канатов без их разрезаний и с разрезанием.

Двойной беседочный.
Образование незатягивающейся петли на концах пеньковой и капроновой веревок.

Задвижной штык.
Крепление каната к стержням (трубам, мачтам, якорям).

Важным элементом такелажных работ является сопровождение грузов в процессе их перемещения, опускания, установки, расстроповки. С целью исключения раскачивания груза в воздухе при перемещении, для ориентации груза в пространстве и остановки используются оттяжки — веревочные приспособления, которые одним концом прикрепляются к грузу, а другой конец находится в руках спасателя.

После опускания и закрепления (установки) груза производится его расстроповка. Для облегчения расстроповки груза и обеспечения безопасности спасателей целесообразно использовать специальные полуавтоматические устройства, обеспечивающие расстроповку без участия человека.

Для установки связи между крановщиком и спасателями-стропальщиками используются радиотелефонная связь и знаковая сигнализация.

Иногда для освобождения пострадавших груз нужно только приподнять на небольшую высоту. В этом случае под него подкладываются специальные подставки или подставки из подручных материалов. Только потом можно приступать к оказанию помощи пострадавшим.

Безопасность спасателей при выполнении такелажных работ зависит от согласованности их действий, надежности используемого оборудования и техники, знания правил поведения в экстремальных ситуациях.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru