>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Слесарь-жестянщик
промышленной вениляции

       

5. Изготовление воздуховодов прямоугольного сечения вручную

Воздуховоды прямоугольного сечения, как и воздуховоды круглого сечения, изготовляют как ручным, так и механизированным способом.

При обозначении размеров сторон сечения прямоугольного воздуховода большую сторону принято обозначать буквой А, а меньшую — буквой Б.

Таким образом, ширина развертки воздуховода прямоугольного сечения, или периметр его сторон, будут равны 2(А+5), плюс припуск на фальцы.

Толщина и вес листовой стали, из которой изготовляют воздуховоды прямоугольного сечения, зависят от размера большей стороны А воздуховода.

Допускаемый наименьший вес листовой стали и допускаемые отклонения размеров сторон воздуховодов от проектных размеров указаны в табл. 11.

Таблица 11

Примечание. При ручной заготовке воздуховодов допускаемые отклонения увеличиваются вдвое.

Ширину фальцев для воздуховодов прямоугольного сечения принимают в зависимости от толщины стали такой же, как и для воздуховодов круглого сечения.

Одинарные лежачие фальцы у воздуховодов прямоугольного сечения при размере большей стороны от 600 мм и выше должны закрепляться через каждые 250—300 мм заклепками или электро-прихваткой.

Длина звеньев воздуховодов прямоугольного сечения зависит от размера большей стороны воздуховода и соответствует размерам диаметров воздуховодов круглого сечения.

Звенья воздуховодов длиной до 2 800 мм с периметром сторон до 680 мм изготовляют из картины, составленной из двух листов, соединенных короткими сторонами (рис. 126,а), вне зависимости от сечения воздуховода (прямоугольное или квадратное, рис. 126,б). Воздуховод изготовляют с одним угловым замыкающим фальцем.

Рис. 126. Воздуховод прямоугольного сечения с периметром сторон до 680 мм

Разметку листов производят, как показано на рис. 126,в. Продольный и поперечный фальцы делают одинарными. Замыкающий фальц «заваливают» на углу воздуховода (рис. 126,г). Расположение замыкающего фальца в середине боковой стороны ослабляет жесткость воздуховода.

Воздуховоды с периметром сторон до 1 360 мм могут быть изготовлены с одним или двумя угловыми фальцами. В первом случае звено воздуховода изготовляют из одной картины, собранной из четырех листов, соединенных по длинной стороне. Во втором случае звено воздуховода изготовляют из двух «артин, каждая из которых составлена из двух листов, соединенных по узкой стороне.

Воздуховоды с периметром сторон до 2 720 мм могут быть изготовлены с двумя или четырьмя угловыми фальцами В первом случае их изготовляют из двух картин, каждая из которых собрана из четырех листов, соединенных между собой широкими сторонами. Во втором случае воздуховоды изготовляют из четырех картин, каждая из которых собрана из двух листов, соединенных между собой узкой стороной.

Воздуховоды с периметром сторон больше 2 720 мм изготовляют с четырьмя угловыми фальцами или двумя угловыми и двумя лежачими фальцами.

Для получения большей жесткости на воздуховодах прямоугольного сечения с большей стороной свыше 400 мм делаются диагональные перегибы (насечки).

Перегибы выполняются киянкой на ребре бруска.

Если размер большей стороны прямоугольного воздуховода превышает 600 мм, следует устанавливать посредине между фланцами или рейками рамки жесткости из полосовой стали 25X4 мм При ширине большей стороны от 800 до 1 000 мм рамки жесткости устанавливаются из угловой стали 25х25х4 мм, а при ширине большей стороны от 1 000 до 1 590 мм — из угловой стали 30х30х5 мм.

На воздуховодах, ширина большей стороны которых превышает 1 500 мм, кроме устанавливаемых на равных расстояниях между фланцами рамок жесткости, следует на всех сторонах воздуховода приклепывать по диагонали уголки 30х30х5 мм.

Рамки жесткости устанавливают снаружи воздуховодов и приклепывают к ним заклепками диаметром 4—5 мм через 200— 250 мм, но не менее чем четырьмя заклепками.

Порядок изготовления воздуховодов прямоугольного сечения следующий. Предварительно делают разметку и раскрой материала, заготовляют поперечные фальцы и собирают картины. Затем изготовляют продольные фальцы и боковые стороны собирают на рельсе, бруске или швеллере.

Если воздуховод по периметру изготовляется из одной или двух картин, то картину на линии сгиба вручную перегибают на бруске или швеллере.

При ручной заготовке картин фальцы уплотняют при помощи киянки. Сначала загибают фальцы у краев звена, а затем по всей длине. Для плотного поджима фальцев к углу бруска или швеллера очень удобно применять стремя — крючок, изготовленный из проволоки диаметром 8 мм, который надевают на стоячий фальц и прижимают ногой (рис. 127,а). По мере загиба фальца стремя передвигается.

Рис. 127. Приспособление для подгиба фальцев

После сборки звена фальц подправляют при помощи поддержки и кровельного молотка (рис. 127,б и в).

На готовое звено с концов насаживают фланцы, которые прикрепляют заклепками, делают отбортовку торцов на фланцы, а затем, если это требуется, ставят рамки жесткости. Ширина отбортовки такая же, как и в воздуховодах круглого сечения.

Готовый воздуховод должен соответствовать размерам, указанным на чертежах. Отклонения в размерах сторон допускают в пределах, указанных выше. Фальцы должны быть ровными, достаточно плотными и «меть одинаковую ширину по всей длине. Фланцы должны быть перпендикулярны оси воздуховода. Поверхность воздуховода должна быть гладкой, без вмятин и разрывов на концах.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru