Воздуховоды круглого сечения на заводах или в центральных заготовительных мастерских (ЦЗМ) в основном изготовляют механизированным способом.
Однако в отдельных случаях такие воздуховоды приходится выполнять и вручную.
Погнутые листы предварительно правят, очищают от грязи и ржавчины скребками и металлическими щетками, а затем покрывают натуральной олифой (или ее заменителями), к которой подмешивают тертый сурик из расчета 50 г на 1 кг олифы. Покрывать листы олифой нужно равномерным тонким слоем, без пропусков и подтеков.
При непроолифлеяных листах внутренняя поверхность фальцев быстро ржавеет, даже если готовый воздуховод и был окрашен, так как краска не проникает внутрь фальцев.
Листы покрывают олифой с двух сторон на верстаке, а затем ставят на ребро для просушки. Чтобы они не прилипали друг к другу, между ними прокладывают деревянные рейки.
После просушки листы идут в дело.
Изготовление стальных воздуховодов начинается с заготовки «картины» (т. е. нескольких собранных листов стали) определенной ширины и длины.
При сборке картины листы обычно располагают длинной стороной (1 420 мм) по ширине картины.
Чтобы определить, какая ширийа картины требуется для воздуховода заданного диаметра, нужно подсчитать ширину развертки воздуховода, т. е. найти развернутую длину окружности сечения воздуховода и прибавить к ней припуск на фальцы.
Соединение стальных листов в картины при изготовлении воздуховодов из кровельной стали должно выполняться на фальцах или на сварке. При весе стальных листов более 8 кг/м2 соединять их, как правило, следует на сварке.
Промежуточные продольные и поперечные фальцы, изготовляемые ручным способом, должны быть полуторными или двойными при весе стали до 6,5 кг/м2 и одинарными при большем весе.
Замыкающие продольные фальцы воздуховодов всех размеров изготовляются одинарными и закрепляются заклепками или точечной прихваткой. Промежуточные одинарные продольные фальцы при диаметре воздуховодов от 595 мм и выше должны укрепляться точечной прихваткой или заклепками через 250— 350 мм.
Число продольных фальцев, включая замыкающий, зависит от диаметра воздуховода и получается от деления ширины картины звена воздуховода на длину листа (1 420 мм).
Пример. При диаметре воздуховода 1 540 мм ширина развертки равиа 1 540 х 3,14 = 4 836 мм. При делении 4 836 на 1 420 получаем 3 и в остатке 576.
Таким образом, вся картина по ширине должна состоять из четырех частей, для соединения которых нужно изготовить три промежуточных и один замыкающий фальц, а всего четыре фальца.
Припуск на фальцы подсчитывается, определив число продольных фальцев (промежуточных и замыкающего), исходя из их ширины и конструкции, обусловливаемой диаметром воздуховода.
Как уже было установлено, для воздуховода диаметром 1 540 мм продольных фальцев будет четыре. Ширина каждого фальца в соответствии с весом стали будет 12 мм, фальцы — одинарные. Поэтому припуск на один фальц равен, как указано в табл. 9, 30 мм, а на четыре фальца — 30 х 4 = 120 мм.
Таким образом, ширина всей заготовки для воздуховода диаметром 1 540 мм равна ширине развертки воздуховода плюс припуск на фальцы, т. е. 4 836 + 120 = 4 956 мм.
Таблица 9
1Ширина одинарных фальцев принята большая.
Чтобы придать воздуховоду жесткость, продольные фальцы располагают вразбежку и «заваливают» в одну сторону.
Для получения полного звена воздуховода длиной до 2 800 мм, заготовляемая для этого картина составляется из четырех листов, до 2 100 мм — из трех листов, а до 1 400 мм — из двух листов, соединенных длинными сторонами.
Фальцы «заваливают» в сторону, противоположную движению воздуха.
При соединении звеньев воздуховода поперечными торцовыми фальцами размеры припусков на одинарные и двойные поперечные торцовые фальцы следует принимать по табл. 10.
Таблица 10
Изготовление воздуховодов круглого сечения ручным способом включает следующие операции: разметка и раскрой листовой стали, загибание фальцев, сборка листов в картину, выкатка всей картины в цилиндрическую форму и соединение продольного замыкающего шва, офланцовка звена воздуховода. Все эти операции выполняются на рабочем месте жестянщика — верстаке.
Рабочее место для изготовления воздуховодов по размерам должно быть таким, чтобы можно было собрать на верстаке картины для звена воздуховода длиной до 3 м, выкатать картину в трубу и соединить замыкающий фальц. Кроме того, должно быть достаточно места на полу, чтобы соединить звенья в отдельные узлы или собрать звено воздуховода большого диаметра.
Размер верстака для жестяницких работ должен быть не менее 2х3 м, высотой 0,8 м. Новатор Лапшов к борту верстака прикрепляет угловую сталь со скошенной под углом кромкой (рис. 116). Между полкой угловой стали и поверхностью верстака оставляется зазор 5—6 мм, куда заводится край листа для отгибки кромок под фальцы, как это показано на рисунке. Такое приспособление упрощает и ускоряет заготовку фальцев на картинах. На верстаке привертывают хомут для укрепления в нем трубы, рельса или швеллера. Рабочее место жестянщика должно быть обеспечено необходимым рабочим и мерительным инструментом, который всегда должен храниться в исправном состоянии в отведенном для него месте.
Рис. 116. Приспособление к верстаку конструкции Л. А. Лалшова
Порядок изготовления воздуховодов круглого сечения применяют обычно следующий.
Сначала размечают и раскраивают материал ножницами, описание которых было дано выше. Затем производят заготовку фальцев на листах стали и соединяют эти листы в продольную заготовку одинарным или двойным фальцем, в зависимости от толщины стали.
Изготовление замыкающего фальца, в особенности полуторного, следует начинать на верстаке до соединения продольных заготовок между собой в картину. Для этого с одной узкой стороны продольной заготовки делается одинарная, а с противоположной узкой стороны — комбинированная загибка под полуторный фальц. После этого на длинных сторонах продольных заготовок отгибают кромки для поперечных фальцев и соединяют продольные заготовки в картину для всего звена воздуховода.
Затем призводят вальцовку картины в цилиндрическую форму на трубе или рельсе и соединяют замыкающий фальц с постановкой заклепок и клямер для прочности. При малых диаметрах воздуховодов картины замыкают на выдвинутом на край верстаке конце рельса, сначала одной половины, а затем второй. Соединительный, замыкающий, фальц при выкатке на рельсе делается снаружи воздуховода.
При больших диаметрах воздуховода замыкающий фальц выполняют на полу. Жестянщик работает внутри воздуховода, и замыкающий фальц тоже получается внутри его, что при больших диаметрах воздуховодов не особенно отражается на величине сопротивлений от трения и не имеет большого практического значения. После соединения замыкающего фальца киянкой и кровельным молотком выправляют звено и офланцовывают его.
Для воздуховодов диаметром до 215 мм, ширина развертки которых не более 710 мм, ширина картины откладывается на узкой стороне листа (710 мм), и поэтому воздуховод свертывается также по узкой стороне листа (710 мм) (рис. 117).
Рис. 117. Последовательность операций при изготовлении воздуховодов диаметром до 215 м: 1 — изготовление картины; 2 — выкатка картины на вальцовке при длине картины до 1 420 мм; 3 — обжимка замыкающего фальца
Воздуховоды диаметром 235 мм и более свертывают по длинной стороне листа. При этом картины для воздуховодов диаметром до 440 мм изготовляют по ширине из одного листа (рис. 118).
Рис. 118. Последовательность операций при изготовлении воздуховодов диаметром до 440 мм: 1 — изготовление картины; 2 — выкатка звена вручную, 3 — соединение замыкающего фальца
Картины для воздуховодов диаметром от 495 до 775 мм по ширине изготовляют из целого листа и обрезка, соединенных двойными или полуторными продольными фальцами (рис. 119,а). Продольные фальцы располагают вразбежку, как показано на рисунке.
Рис. 119. Изготовление картин для воздуховодов большого диаметра: а — диаметром до 775 мм; б — диаметром больше 775 мм
Картины для воздуховодов диаметром от 885 мм и выше по ширине изготовляют из двух и более листов (рис. 119,б).
Соединение листов между собой при весе стали до 6,5 кг/м2 производится лолуторными или двойными фальцами, а при весе стали более 6,5 кг/м2 — одинарным фальцем.
Замыкающие фальцы на воздуховодах всех диаметров, как указывалось выше, одинарные. В отдельных случаях для большей прочности замыкающие фальцы делаются полуторными.
При изготовлении картин для воздуховодов нужно стремиться в целях экономии материалов получить как можно меньше обрезков и фальцевых соединений.
Заготовленные отдельные части картины (продольные заготовки) соединяют между собой продольными и поперечными фальцами с обязательной срезкой уголков на концах фальцев. Если уголки не срезать, то в стыках фальцев получатся узлы (выпуклости).
Выкатку звена воздуховода и соединение продольных фальцев производят так, как было указано выше, при описании отдельных жестяницко-заготовительных операций.
Замок продольных фальцев должен быть прочным и при подсечке образовывать по всей длине фальца ровную, прямую и гладкую выпуклость, без бугров и утолщений.
По концам продольных фальцев ставят заклепки, чтобы фальцы при транспортировании и подвеске воздуховодов не расходились. Торцовые фальцы должны быть отбортованы ровно, без надрывов, а после соединения «свалены» ровным валиком, без искривлений, утолщений и впадин.
Воздуховоды круглого сечения могут изготовляться и иным способом: вместо соединения листов в картины они могут быть скатаны в отдельные звенья, соединенные между собой торцовыми фальцами. Продольные фальцы в этом случае следует располагать вразбежку.
На готовые звенья насаживают фланцы, которые должны плотно прилегать к воздуховоду по всей его окружности (в обжимку).
Фланец насаживают на воздуховод таким образом, чтобы за ним оставался край воздуховода для набортовки его на фланец. Ширина оставленной кромки должна быть 10—15 мм, чтобы отогнутый борт не закрывал отверстий для болтов во фланцах.
Фланцы из угловой стали крепят к воздуховодам при помощи заклепок диаметром 4—5 мм, размещенных через 200—250 мм, но не менее чем четырьмя заклепками. Вместо заклепок допускается крепление фланцев к воздуховодам электроприхваткой.
Насадку фланцев на воздуховоды, изготовленные из листовой стали толщиной более 1 мм, разрешается делать без отбортовки, но с обязательной приваркой фланцев сплошным швом по окружности воздуховода.
На воздуховодах круглого сечения диаметром 775 мм и более через каждые 1,5 м ставят обручи жесткости, при этом фланцы также засчитываются как жесткости. Обручи жесткости изготовляют из полосовой стали равмером 25х4 мм и через каждые 200—300 мм приклепывают к воздуховоду заклепками.
Все изготовленные воздуховоды должны соответствовать заданным размерам, иметь прочные и плотные швы, гладкую внутреннюю поверхность и красивый внешний вид.