>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Слесарь-инструментальщик

       

Техника профильного шлифования

Обобщение производственного опыта передовых рабочих в области профильного шлифования дает возможность установить ряд ценных правил и приемов, гарантирующих высокую производительность и точность при обработке инструмента, деталей, приспособлений и штампов.

Ниже приводятся эти правила и приемы.

  1. Процессу шлифования должны предшествовать тщательная установка и выверка приспособления на магнитной плите или непосредственно на столе станка, а также проверка горизонтальности положения пары роликов синусного делительного диска и горизонтальности соответствующего положения одного из суппортов.
  2. Ось поворота детали в универсальном приспособлении должна проходить через точку, по возможности равноудаленную от обрабатываемых поверхностей. Такой точкой бывает или вершина угла, образующего профиль, или центр вписанный в профиль окружности. Если нельзя ограничиться одной осью, то их количество должно быть минимальным. Это упрощает шлифование и измерение, позволяет выгодно разделить обработку на несколько проходов, и следовательно, обеспечить более высокую производительность, а иногда и более высокую точность. Избранная для шлифования ось вращения детали перед началом работы должна быть совмещена с осью шпинделя.
  3. Можно рекомендовать такую последовательность обработки: шлифование прямых участков со свободным выходом в обе стороны, шлифование таких же криволинейных участков, затем шлифование сопрягаемых с ними прямых участков и, наконец, шлифование остальных участков профиля. Таким образом, чем сложнее и ограниченнее процесс обработки элемента, тем позже наступает очередь его шлифования. По этим соображениям раньше обрабатывают вогнутые, а затем выпуклые дуговые участки, причем вогнутые дуги начинают шлифовать с дуг, образованных меньшим радиусом, а выпуклые, наоборот, с дуг большего радиуса.
  4. Шлифование прямолинейных и выпуклых дуговых участков производится плоскими кругами, а вогнутых—профилированными по радиусу, но несколько меньшему, чем радиус обрабатываемого элемента профиля. Обрабатывая дуговые участки непрофилированными кругами, последние обязательно смещают в сторону, обратную поверхности, мешающей выходу круга.
  5. Необходимо овладеть приемами создания плавных и точных сопряжений элементов профиля. Один из таких приемов состоит в том, чтобы круг переходил с участка на участок без задержки, и, следовательно, находился над каждой точкой профиля одно и то же время. Так, сопряжение дугового и прямого участка выполняется на непрерывной круговой подаче; при соприкосновении ролика делительного диска с блоком концевых мер немедленно включается подача для шлифования по прямой.
  1. Высокая производительность труда при профильном шлифовании достигается делением этого процесса на предварительную и чистовую обработку. При первой — подача детали производится ее поворотами по 3—6° за каждый ход стола; при второй — ло-дача не превышает 10—15', причем круг берет сразу полную величину припуска.
  2. Профильное шлифование деталей из закаленной углеродистой и легированной инструментальной стали следует вести кругами из белого электро-корунда следующих характеристик: при предварительном шлифовании — ЭБ 60-100 СМ1-СМ2 К8; при чистовом—ЭБ 120-140 СМ2-С1 К8.
  3. Правильная форма профилированного абразивного круга, необходимая для получения точных размеров детали, может быть получена только в том случае, если острие правящего инструмента передвигается строго по линии, проходящей через центр вращения круга. Кроме этого следует указать, что как и любое вращающееся тело, шлифовальный круг разбивает профиль детали на величину до 0,01—0,02 мм. Поэтому профилировочное приспособление, обычно, настраивают с учетом разбивки, уменьшая или увеличивая радиус в зависимости от типа профиля.
  4. Качество правки шлифовального круга можно определить по количеству и цвету искр. Правильно работающий круг дает большое количество оветлых искр. По мере затупления круга количество искр становится меньше и цвет их краснее. Точно так же определяется качество правки и состояние остроты шлифовального круга по звуку. Нормально заправленный круг издает чистый звонкий звук, затупленный круг издает неприятно свистящий звук.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru