>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Слесарь
механосборочных работ

           

§ 4. Механизация подъемно-транспортных операций

Механизация подьемно-транспортных операций при сборке не только облегчает труд рабочих, но и обеспечивает значительное повышение производительности. Детали и сборочные единицы массой 15 — 20 кг при сборке, как правило, необходимо поднимать и перемещать с помощью универсальных и специальных подъемно-транспортных средств, которые по назначению делятся на две группы: подъемные механизмы и транспортные устройства. К транспортному оборудованию сборочных цехов кроме ручных и механизированных тележек относятся также рольганги и конвейеры.

Подъемными механизмами, применяемыми в сборочных цехах, являются мостовые краны, кран-балки, консольные краны, электротали, поворотные краны с ручными талями, электроталями и пневматическими подъемниками, домкраты и специальные подъемные устройства.

Для сборки крупных сборочных единиц или общей сборки изделия служат тележки-стенды (рис. 141). У этих тележек верхняя часть подвижная, дающая возможность устанавливать при выполнении операций объект сборки в удобное для сборщика положение.

Рис. 141.
Тележки-стенды.
1 — основание, 2 — фиксатор, 3 — опорный ролик, 4 — колесо тележки, 5 — механизм поворота люльки, 6 — собираемое изделие, 7 — направляющие, 8 — отверстие для фиксации люльки

Рольганги. Для горизонтального перемещания деталей, сборочных единиц и изделий в сборочных цехах наряду с другими транспортными устройствами применяют рольганги. Рольганги подразделяются на приводные, когда груз перемещается за счет трения вращающихся от двигателя роликов, и неприводные, когда его перемещение производится под действием приложенной к грузу толкающей силы. В сборочных цехах чаще используются неприводные рольганги.

Конвейеры. Для принудительного перемещения собираемых изделий при поточной сборке в серийном и крупносерийном производстве применяют различного типа напольные и подвесные транспортные устройства, называемые конвейерами.

На рис. 142 приведена схема цепного сборочного конвейера, состоящего из следующих пяти основных частей: несущей 2, на которой устанавливается и закрепляется собираемое изделие; тяговой 2, выполненной в виде шарнирно-замкнутой цепи; опорной 3, которая служит для поддержания и перенесения тяговой и несущей частей; натяжного устройства 4 и привода 5 конвейера, состоящего из электродвигателя и вариатора скоростей. Опорная часть обычно изготовляется в виде рельсовых путей, по которым катится на роликовых тележках тяговая часть конвейера.

Рис. 142.
Схема цепного сборочного конвейера

В серийном производстве, в частности в станкостроении, широко применяют шаговые конвейеры. Они имеют значительные преимущества перед другими сборочными конвейерами: удобство подхода к собираемому изделию, возможность выполнения на конвейере точных и регулировочных работ, так как собираемое изделие занимает устойчивое положение. При переходе на сборку другого изделия особой переналадки шагающего конвейера не требуется.

Подъемные устройства. На рис. 143, а (справа) показан блок — это вращающийся на оси диск, по ободу которого сделан желоб для троса или цепи. Если важна не скорость вертикального перемещения груза, а экономия в силе для его подъема, тогда пользуются двумя блоками: подвижным и неподвижным (рис. 143, а, справа). Чтобы получить выигрыш в силе больше, чем в два раза, пользуются системами блоков — полиспастами (рис. 143, б).

Рис. 143.
Подъемные устройства :
а — блоки, б — полиспаст, в, г ручные тали с кошкой, д — электротельфер, 1,4 — электродвигатели, 2 — пусковое устройство, 3 — блок с крюком, 5 — кран-балка

Тали (рис. 143,в) часто применяют при сборочных работах, их подвешивают над местом работы с помощью треноги и другими способами. Грузоподъемность талей разная. Ручная таль с помощью верхнего крюка может быть подвешена или смонтирована на монорельсе посредством кошки (рис. 143, г), и тогда груз будет перемещаться не только вверх, но и в горизонтальном направлении.

Широко применяют при сборке электротельферы (рис. 143, д), грузоподъемность которых от 2,5 до 50 кН (250 кгс до 5 тс).

Для подъема груза на небольшую высоту применяют переносные грузоподъемные механизмы, называемые домкратами. На рис. 144,а показан винтовой домкрат грузоподъемностью до 150 кН (15 тс), применяют также домкраты, поднимающие и более тяжелые грузы. На рис. 144,6 показан домкрат с зубчатой рейкой, грузоподъемность его от 50 до 200 кН (от 5 до 20 тс). Для установки оборудования применяют также клиновые домкраты (рис. 144, в), с помощью которых легко придать станкам строго горизонтальное или вертикальное положение. Тяжелые грузы поднимают гидравлическим домкратом (рис. 144, г).

Рис. 144.
Домкраты:
а — винтовой, б — с зубчатой рейкой, в — клиновой, г — гидравлически; 1 — поршень, 2 — клин, 3 — рукоятка

Грузозахватные приспособления. Они применяются для захвата и удержания поднимаемых и перемещаемых (транспортируемых) грузов. Универсальные грузозахватные приспособления (крюки, кольца, серьги, траверсы и стропы) применяют для грузов различной, конфигурации. Для нагрузок до 2,5 кН (250 кгс) используют крюки, откованные из круглого пруткового материала, или крюки прямоугольного сечения (рис. 145, а). Для более тяжелых грузов используют цельнокованые однорогие и двурогие крюки (рис. 145,б), однорогие — для грузов массой до 500 кН (50 тс), двурогие — до 1 МН (до 100 тс).

Рис. 145.
Грузозахватные приспособления:
а, б, в — крюки, г — кольца и серьги, д — стропы открытые, е — то же, закрытые, ж — то же, двухветвевые

Во избежание самопроизвольного срыва каната с крюка грузозахватного приспособления крюки оборудуют специальными предохранительными устройствами. Примеры подобных устройств показаны на рис. 145, а (справа), в.

Кольца и серьги показаны на рис. 145,г. Кольца 1 и серьги 2 служат для соединения отдельных элементов грузозахватных приспособлений, а также для навески последних на крюки подъемных механизмов. Наиболее широко применяют кольца овальной, круглой и треугольной формы.

Канаты,тросы, стропы. Для перемещения оборудования небольшой массы используют простые пеньковые канаты, а для монтажных работ — смоленые и бельные пеньковые канаты машинной крутки, состоящие из трех, реже из четырех прядей.

Стальные проволочные канаты (тросы) для монтажных работ состоят из шести круглых проволочных прядей, расположенных вокруг пенькового сердечника. Сердечник придает стальному канату гибкость, кроме того, он поглощает смазку и предохраняет проволоки каната от ржавчины.

Канатные и цепные стропы (рис. 145, д,е, ж) предназначены для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления в виде рым-болтов, крюков, скоб. Универсальные стропы служат для строповки грузов обвязкой. Стропы изготовляются одноветвевые, двух-, трех- и четырехветвевые. Конец троса закладывают петлей в стальной, медный или латунный коуш, предохраняющий проволоки от истирания.

Управлять кранами и другими подъемными и транспортными механизмами с машинным приводом, в том числе самоходными тележками, а также зацеплять и подвязывать грузы могут только специально обученные лица, успешно сдавшие экзамены по технике безопасности и имеющие соответствующее о том удостоверение.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru