>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Слесарь
механосборочных работ

           

§ 7. Сборка карданных передач и передач с гибкими валиками

Карданные передачи. С помощью карданных передач передают вращательное движение валам, расположенным под некоторым углом. Карданные передачи имеют шарнирные муфты, которые применяют почти во всех отраслях машиностроения.

Шарнирная муфта (рис. 94) состоит из корпусов 2 и 9, щечек 4 и 13, крестовины 6, штифтов 15 и 10, пальцев 3 и 14, шарика 7 и пружины 8.

Рис. 94.
Шарнирная муфта

Корпуса представляют собой втулки, закрепленные на валу штифтами 15 и 10. На наружном цилиндре корпуса профрезеровано два паза, в которые укладывают щечки 4 и 13, закрепляя их от движения в осевом направлении пальцами 3 и 14. Цилиндрическими выступами щечки заходят в отверстие крестовины 6. Крестовина представляет собой шар, у которого с четырех сторон часть сферы срезана и таким образом получены четыре взаимно перпендикулярные плоскости. Эти плоскости через центр шара просверлены, и в эти два взаимно перпендикулярные отверстия входят цилиндрические выступы щечек 4 и 13.

Валы 1 и 12 на выступах щечек могут, как на осях, поворачиваться относительно друг друга во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Шарнирную муфту собирают в такой последовательности. Две щечки 4 и 13 одной полумуфты своими цилиндрическими выступами а, б устанавливают в отверстие крестовины 6, затем концы щечек заводят в пазы корпуса, ставят пальцы 3 и 14 и надевают кожухи 5 и 11. Кожух устанавливают на корпус так, чтобы отверстие в корпусе под штифт 15 совпало с отверстием в кожухе.

Перед сборкой второй полумуфты в отверстие для смазки щечек вставляют шарик 7 и пружину 8. Затем ее собирают, как и первую полумуфту. После этого полумуфты ставят на валы и соединяют с валами штифтами 15 и 10.

Передача гибкими валиками. Гибкие валики применяют для передачи вращения под любым углом. Основным элементом гибкого валика является стальная проволока, навитая в спираль. Навивка спирали делается в несколько слоев и в разных направлениях. Один слой проволоки навивается по часовой стрелке, а другой — против часовой.

Вращение валика (если смотреть со стороны ведущего конца) должно иметь обратное направление витков внешнего слоя проволок. Если валик вращается и вправо и влево, то диаметр его выбирается из расчета передаваемой мощности на 30% больше.

Гибкие валики покрывают оболочкой, которая кроме увеличения прочности валика защищает его от пыли, грязи и т. д., а также облегчает обращение с ним. Оболочка или рукав представляет собой легко деформирующуюся металлическую пружину, покрытую сверху дополнительной оплеткой. Для небольших длин и диаметров, при условии, когда внешняя среда не оказывает влияния, используют валики и без защитной оболочки.

К гибким валикам предъявляют следующие требования:

  1. Прочность (валик должен выдерживать определенный крутящий момент; предельная частота вращения для гибкого валика — 3000 об/мин);
  2. Гибкость (валик должен допускать передачу вращения при возможно меньшем радиусе изгиба);
  3. Скручивание (угол максимального скручивания не должен превышать 20° на длине 1 м);
  4. Отсутствие биения (гибкий валик при передаче вращения должен иметь наименьшие, колебания; иногда для уменьшения колебаний через центр валика пропускают проволочный сердечник, однако такой валик менее гибкий);
  5. Надежность соединения (в конструкциях должен быть предусмотрен максимум прочности в местах соединения валика с деталями, подсоединяющими валик к ведущим и ведомым звеньям кинематической цепи).

На рис. 95 показано крепление гибкого валика с жесткой осью. Собирают это крепление следующим образом. На центральный стержень 1 валика мягким припоем припаивают ось 2. Затем надевают корпус 3 и передвигают вправо, чтобы можно было собрать шариковые подшипники 4, которые от осевого смещения предохраняются упорным кольцом 5. Для защиты от попадания пыли на шарикоподшипники ставится втулка 6 с сальниковым уплотнителем 7. На конце оси 2 закрепляется ось 8. После окончания сборки корпус 3 стопорным винтом 9 закрепляют в необходимом положений.

Рис. 95.
Крепление гибкого валика с жесткой осью

Контрольные вопросы

  1. Для чего применяется кривошипно-шатунный механизм?
  2. В каких машинах применяют поршневую группу?
  3. Расскажите об устройстве кулисного механизма.
  4. В какой последовательности собирают храповой механизм?

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru