Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Слесарь
механосборочных работ

           

§ 4. Сборка цепной передачи

Для передачи вращательного движения между удаленными друг от друга валами применяется помимо ременной цепная передача. В цепных открытых гибких передачах место шкивов занимают зубчатые колеса, называемые звездочками, а гибкая лента заменена цепью. Зацепление происходит между зубьями звездочки и звеньями цепи. Цепь в отличие от ремня не проскальзывает и ее можно применять в передачах при малом расстоянии между валами и в передачах со значительным передаточным числом.

Цепи работают с большими скоростями, доходящими до 30 м/с и передаточным числом u = 15. Коэффициент полезного действия цепных передач в отдельных случаях составляет 0,98.

Передаточное число цепных передач

n = n1/n2 = D1/D2 = z1/z2,

где n1, D1, z1 — частота вращения, диаметр и число зубьев ведущей звездочки, n2, D2, z2 — то же, ведомой звездочки.

Цепная передача (рис. 67,а) состоит из двух звездочек — ведущей 1 и ведомой 2, сидящих на валах, и бесконечной цепи 3, надетой на эти звездочки.

Рис. 67.
Цепные передачи:
а — общий вид, б — однорядная роликовая цепь, в — замок, г — пластинчатая цепь

Из различных видов цепей большее применение имеют цепи однорядные и многорядные, роликовые и пластинчатые. Роликовые цепи допускают наибольшую скорость до 18 м/с, пластинчатые — до 30 м/с.

Роликовая цепь (рис. 67,б) состоит из шарнирно соединенных пластинок 4 и 5, между которыми помещаются ролики 6, свободно вращающиеся на втулке 7. Втулка, запрессованная в отверстия внутренних пластинок 5, может поворачиваться на валике 8. Расстояние между осями двух соседних валиков, или шаг цепи, должен равняться шагу звездочки. Под шагом звездочки понимают длину дуги, описанной по верху ее зубьев и ограниченной вертикальными осями симметрии двух смежных зубьев.

Валики 8 плотно запрессовываются в отверстиях наружных пластинок 4. На одном из звеньев цепи делают замок (рис. 67, в) из двух валиков 9 и 10, соединительной пластинки 11, изогнутой пластинки 12 и шплинтов для крепления пластинок. Чтобы снять или установить цепь, ее размыкают, для чего сначала разбирают замок.

Пластинчатая цепь (рис. 67,г) состоит из нескольких рядов пластин с зубцами, соединенных между собой втулками и шарнирно укрепленных на общих валиках.

Звездочки изготовляются литые из чугуна и стали, штампованные из листовой стали и стальные кованые.

По конструкции звездочки могут быть цельными и сборными (стальной венец, ступица из чугуна или стали обыкновенного качества, венец напрессовывается на ступицу и крепится винтами или заклепками).

Технические требования, предъявляемые к сборке цепных передач:

  1. Оси валов, на которых расположены звездочки, должны быть взаимно параллельны (допустимое отклонение 0,1 мм на длине 1000 мм).
  2. Звездочки не должны быть смещены одна относительно другой в плоскости движения цепи. Допустимое смещение звездочек составляет 1—2 мм на каждые 1000 мм.
  3. Пластины цепи должны быть параллельны между собой.
  4. Цепи не должны быть чрезмерно натянутыми, но и не должны иметь большого провисания.
  5. Шаг цепи должен строго соответствовать шагу звездочки, иначе звенья цепи будут набегать на зубья звездочки, а это вызовет поломку зубьев или обрыв цепи.
  6. Передачи должны работать плавно, без рывков. Допустимое биение оговаривается в технических условиях.

Пригонка и посадка зубчатых колес (звездочек) на валы и выверка их производится так же, как и у шкивов.

Ниже описано крепление звездочки на вал. Звездочку 1 (рис. 68, а) насаживают на вал с призматической шпонкой 2 с помощью молотка и оправки. Шпонка должна свободно входить в паз ступицы, чтобы не образовался задир. Звездочку напрессовывают, предварительно смазав шейку вала машинным маслом, завертывают до отказа стопор 3 и закрепляют контргайкой 4. При таком закреплении звездочек регулирование производят, сдвигая звездочку в ту или другую сторону легкими ударами молотка при ослабленном стопоре 3.

Рис. 68.
Схемы крепления звездочек на валах и схемы проверки на радиальное и торцовое биение:
крепление: а — на шпонке и стопором, б — коническим штифтом; проверки: в — на радиальное и торцовое биение рейсмасом, г — на соосное биение линейкой

Другой способ сборки (рис. 68,б) состоит в том, что звездочку 5 крепят к ступице 6 заклепками 8. Отверстия под заклепки сверлят по кондуктору. Отверстие в ступице под штифт 7 сверлят с одной стороны предварительно, а по нему сверлят на валу и одновременно на противоположной стенке ступицы. Затем отверстие совместно развертывают конической разверткой (вручную, на сверлильном станке или дрелью). В готовые отверстия запрессовывают штифт 7.

Собранные звездочки проверяют на радиальное и торцовое биение (рис. 68, в) индикатором или щупом. Величина биения а и б зависит от конструкции и точности передач, которая указывается в технических условиях на сборку цепных передач (от 0,2 до 0,3 мм).

Проверка осей валов, на которых закреплены звездочки, их точное и взаимное расположение имеют важное значение, так как от этого зависит правильное набегание цепи на зубья звездочки. Проверку выполняют с помощью шнура, а при межосевом расстоянии до 1000 мм — металлической линейкой, прикладывая ее ребром к торцам звездочки (рис. 68, г), а затем проверяют зазор между ребром линейки и торцом звездочки щупом при разных положениях звездочки. Допустимое смещение звездочек составляет 1—2 мм на 1000 мм длины.

Монтаж втулочно-роликовой цепи осуществляют с помощью соединительного звена, имеющего два валика, скрепленные пластинами (рис. 69, а), одна из которых может легко сниматься. Таким звеном можно соединять цепи, имеющие только четное число звеньев, а если необходимо собрать цепь с нечетным числом шагов, вводят переходное звено (рис. 69,б). После чего приступают к соединению цепей с помощью крючковых (рис. 69, в) и пружинных стяжек (рис. 69, г). При пользовании стяжкой (рис. 69, в) отвинчивают барашек 1 до конца винта 2, раздвигают лапки 3 и 4 и вводят их в звенья цепи. Завинчивая барашек 1, сближают концевые звенья. Для соединения пластинчатых зубчатых цепей (рис. 69, д) вращают винт 5 с правой и левой резьбой, при этом лапки 6 и 7 сдвигаются, и концы цепи стягиваются.

Рис. 69.
Соединительные звенья и приспособления для сборки цепей:
а — соединительное звено; б — переходное звено, в — сборка цепи с помощью крючковых стяжек, г — с помощью крючковых пружинных стяжек, д — с помощью винтовой стяжки; 1 барашек, 2 — винт, 3,4 — лапки, 5 — винт с правой и левой резьбой, 6,7 — лапки

При сборке цепей нельзя допускать сильного их натяжения. Цепь с небольшим провисанием правильно укладывается на зубья звездочек, в результате уменьшаются удары между звеньями и зубьями и снижается износ передачи, цепь работает более плавно и бесшумно. Кроме того, при нормальном натяжении цепи уменьшается нагрузка на детали механизма.

В горизонтальных (или слегка наклонных) цепных передачах величина стрелы провисания цепи равна: l = 0,02а, где а — расстояние между центрами звездочек, мм. Для вертикальных передач l = 0,002а.

Для повышения сроков службы цепных передач большое значение имеет смазка цепей. Режим смазки выбирают в зависимости от скорости передачи: при скорости до 2 м/с — периодическая смазка, при скорости 2,5 — 5 — капельная, при скорости 5 — 7 — с помощью ванны, при скорости, превышающей 7 м/с, — принудительная насосом.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru