Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru


>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Профессиональное обучение

Резчик по дереву

       

Тонирование. Вопрос об искусственных красителях

Изменение естественного цвета древесины - процесс вынужденный. К нему прибегает резчик тогда, когда не имеет древесины желаемого тона, или из экономических соображений: подделать дешевую древесину под дорогую. Тонированное изделие будет выглядеть всегда хуже натурального. Мы не рассматриваем здесь различные приемы тонирования дерева, обычно сосны или липы, используемые для декоративной резьбы значительных площадей в столовых, кафе и других учреждениях: морение, обжиг, применение красителей и т. д. Вопрос тонирования резьбового изделия для домашнего интерьера более деликатный и требует применения некоторых правил и знаний.

Прибегать к тонированию резчику приходится иногда при заделке трещин или сучков, при желании сделать более темным фон накладной резьбы и особенно часто при выполнении фанеровки. Рассмотрим применяемые в практике некоторые методы тонирования.

Морение. Это старый и широко распространенный способ. Однако следует учитывать, что морилки - и водные, и спиртовые - не рассчитаны на художественные поделки. Они предназначены для столярных работ. Эти морилки представляют собой растворы красителей в воде или спирте, тон их часто бывает неудовлетворительный, но главное, что большинство искусственных красителей выгорают (изменяются в цвете).

Резчик должен относиться к своему творчеству так же, как художник к своей картине, и, потратив на поделку иногда месяцы, планировать ее жизнь на десятилетия. Поэтому нельзя согласиться с рекомендациями применять искусственные красители в художественной обработке дерева, даже если это делается с оговорками.

С осторожностью следует относиться и к искусственному изменению цвета древесины способом протрав (подразумевается воздействие растворами неорганических солей). Первый и, несомненно, опасный фактор здесь - это, как и в случае с применением морилок из искусственных красителей, появление при протравах цвета, чужеродного натуральной древесине, который вносит диссонанс в теплую гамму естественных тонов дерева. Ведь в натуральной древесине какие бы различные и контрастные сочетания цвета ни применялись, в маркетри или интарсии например, они всегда остаются в гармонии, чем и привлекательны эти изделия не только для зрителя, но и для художника. Резчик или маркетрист, даже опытный, но не имеющий тренированного глаза художника, может и не заметить, не почувствовать появление цветового диссонанса в своей работе при использовании искусственных красителей или протрав, что приведет к выполнению малохудожественного произведения.

Второй фактор, заставляющий воздерживаться от протрав, - выгорание протравленных участков изделия. Сильно выгорает, особенно на прямом солнечном свете, древесина, тонированная перманганатом калия, хромпиком. Возможно, что строгое соблюдение рецептов протрав, приводимых авторами некоторых книг по художественной резьбе, и даст надежные результаты, тем более что практика подтверждает стойкость отдельных протравных крашений, но решить этот вопрос заранее однозначно едва ли возможно.

При тонировании морением речь может идти с относительной уверенностью только о натуральных красителях и с учетом того, что некоторое возможное ослабление их цвета с годами не внесет заметную дисгармонию в цветовую гамму художественной поделки. Неплохо зарекомендовала себя так называемая натуральная ореховая морилка. Это темный порошок, растворяющийся легко в воде. Цвет раствора и покрытого им изделия - приятный золотисто-коричневый, родственный гамме цветов древесины.

Чтобы подготовить поверхность под морение, нужно проделать шлифование и полирование этой поверхности. Наносить морилку лучше в два-три приема, разводя ее с этой целью пожиже. Сразу нанести морилку без полос и затеков трудно. Покрывать поверхность нужно быстро, широкой кистью, стараясь сплавлять новые мазки с ранее нанесенными и не захватывать повторно уже заморенные места.

Первое покрытие лучше сделать совсем жидкой морилкой. Нужно стараться обходиться небольшим количеством жидкости, не делая «лужи», и затем размазывать затеки морилки до впитывания: каждое лишнее намокание вредно для древесины, особенно для фанеровки, где может произойти и набухание фанерки с короблением и размягчение клея до образования «чижей».

После этого необходимо дать высохнуть первому покрытию и использовать его для снятия поднявшегося ворса древесины шкуркой. Нанести также повторное, а то и третье покрытие морилкой до нужного тона. Если после второго покрытия замечено, что снова поднялся ворс, его удаляют вторично. Затем после высыхания поверхность тщательно протирается, как бы полируется, любой плотной фубой тканью, лучше поперек волокон и наискось, чтобы не сделать движений против волокон и не задрать их. Подготовленная таким образом поверхность готова для нанесения на нее масла или лака.

Тонирование масляной краской. Под этим подразумевается не обычное покрытие краской, а протирание поверхности почти досуха очень небольшим количеством масляной краски, чаще всего красных или оранжевых цветов, с целью слегка изменить тон древесины. Художественная масляная краска выдавливается немного из тюбика, ничем не разводится и втирается пальцем или совсем коротко обрезанной щетинной кистью в тот участок, который нужно изменить по цвету. Поверхность всего изделия должна быть предварительно покрыта растительным маслом, можно с добавкой олифы (около 15%), а излишек масла после впитывания снят досуха тряпкой.

Втирают краску в поры древесины так, чтобы не изменить текстуру древесины. Если нужно ослабить тон, излишне нанесенную краску снимают кусочком чистой тряпочки, для более сильного ослабления тряпочку смачивают немного маслом.

Таким образом изменен тон буковой рамы (см. рис. 291) с намерением вписать ее в ансамбль поделок из красного дерева, размещенных в интерьере.

Рис. 291.
Рама с резным сюжетным фризом (сосна, тонир, бук). Пейзаж - маркетри

Описываемый метод привлекает абсолютной надежностью в отношении светостойкости, но применять его можно только для древесины, требующей лишь незначительного изменения цвета и лучше - на небольших площадях.

Тонированная таким образом поверхность нуждается в высыхании в течение нескольких дней, а то и одной-двух недель, чтобы быть уверенным, что последующее покрытие маслом или лаком не потревожит выполненную тонировку.

Имитация черного дерева. Самый простой способ окрасить в черный цвет древесину - это покрыть ее черной тушью или нигрозином (водный или спиртовой краситель), а затем по сухому прочистить с помощью щетки черным гуталином до необходимого блеска. И тушь, и нигрозин достаточно глубоко прокрашивают поверхность древесины, а гуталиновое покрытие - это то же вощение, только с применением пигмента, который защищает нигрозин от выгорания. Применение искусственного красителя нигрозина в данном случае оправдано не только тем, что он частично защищен пигментом воскового покрытия, но и тем, что возможное с годами выгорание его может быть легко восстановлено подобным же образом. Что касается туши, то она делается на основе пигмента, а не красителя, и является светостойкой.

Сделать древесину черной, особенно дуб, можно также окунанием готовой поделки в расплавленный свинец.

Тонирование цветными карандашами. Очень удобно по протертой растительным маслом древесине уточнять ее тон (в сторону утемнения) цветными карандашами. Цвет одного или нескольких карандашей подбирается под цвет имитируемой древесины. С помощью линейки или от руки можно даже набросать рисунок волокон. Пигмент от карандаша в процессе работы втирается в древесину, смешивается с нанесенным на нее маслом и закрепляется таким образом в процессе высыхания масла. Неплохо этот способ применять и в сочетании с морением.

В заключение необходимо сделать следующий вывод. При тонировании древесины резчик может смело использовать художественные пигменты, но избегать красителей. Если же он вынужден использовать натуральный краситель, то стоит делать это только в тех случаях, когда для изделия не важна гарантия многолетней сохранности цвета. Вторым условием цветовой имитации является соблюдение гармонии цветового строя натуральных пород древесины.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru