>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

РЕСТАВРАЦИЯ МЕБЕЛИ

       

Породы деревьев применяемые в реставрационных работах

Древесина — основной материал для реставрации мебели. И, работая с деревом, никогда не забывайте незыблемый закон — для исправления дефекта по возможности используйте дерево той породы, из которой сделана подлежащая реставрации деталь.

Не имея порой необходимых материалов, делают при возможности их имитацию, например, грушу выделывают под чёрное и эбеновое дерево, берёзу — под красное дерево и серый клён и т. д.

Не всякая, однако, древесина выбранной породы дерева пойдет в дело — годится только выдержанная и старая древесина. Прежние мастера знали толк в дереве, а потому готовили древесину для изготовления мебели задолго. Так, продержав дерево около года в тени, его распиливали на брусья (доски) и выдерживали без сквозняков в неотапливаемом помещении несколько лет. Медленное высыхание и длительная выдержка были гарантией, что в будущем изделии не будет практически никаких деформаций — трещин, кручений и т. д.

В современных городских условиях проживания трудности подготовки древесины очевидны, но выход всё же есть. При сносе старых домов и построек наверняка отыщется уже выдержанный в течение десятков, а то и сотен лет материал. Это обломки отслужившей свой срок мебели, балочные перекрытия, дверные коробки, оконные проёмы, багетные рамы картин, паркетный пол.

Подойдёт для реставрационных работ и шпон от старой мебели. Добавим, что для замены повреждённого облицовочного слоя раньше в мебели использовался пиленый шпон толщиной 1,2–3 мм. В настоящее же время шпон получают строганием и лущением, а толщина его 0,4–1 мм. Поэтому, используя современный шпон, приходится подклеивать на реставрационную поверхность сначала черновой слой шпона, а уже сверху шпон нужных пород, цвета, тона и текстуры (рис. 1).

Рис. 1. Восстановление облицовочного слоя:
1 — основа; 2 — пиленый шпон; 3 — черновая рубашка (вспомогательный слой); 4 — строганый шпон (вставка)

В качестве подложки обычно применяют лущеный шпон. В некоторых случаях требуется пиленый шпон, который выполняют так: берут подобранный кусок дерева или капа и распиливают его (рис. 2) в самодельном стусле.

Рис. 2: Резка пиленого шпона:
1 — основание стусла; 2 — ложное (сменное) основание для запиловки; 3 — фиксирующий винт для сменного основания; 4 — направляющий уголок; 5 — кап; 6 — пила; 7 — паз для захода ложного основания, к которому крепится кап

Работая с древесиной, нужно хотя бы в общих чертах знать её свойства и характеристики. В реставрации применяют хвойные и лиственные (мягкие и твёрдые) породы. Из хвойных пород для реставрации наиболее часто применяли сосну и ель.

Древесина сосны — плотная, твёрдая и прочная, среднеусыхающая. Она легко обрабатывается, относительно хорошо склеивается, плохо отделывается и окрашивается. В реставрационных работах служит для ремонта элементов из массива.

Ель имеет лёгкую, мягкую, малоусыхающую, но легко загнивающую древесину. Ель хорошо склеивается, но плохо отделывается и обрабатывается. Предназначается главным образом для ремонта ящичных ёмкостей мебели и других неответственных деталей конструкции.

Из мягких лиственных пород в реставрационных работах используют берёзу, ольху, осину, липу и тополь. У древесины берёзы средние плотность и твёрдость, она однородна по строению, прочна, достаточно вязкая. Недостатки этой породы — подверженность растрескиванию и короблению, к тому же берёза сильно усыхает, легко поражается червоточиной и загнивает. Древесина берёзы хорошо обрабатывается инструментом, склеивается, полируется и окрашивается. В реставрационных работах используется в виде массива (для укрепления и замены каркасов в мебели, выполнения резных накладных элементов), а также в виде строганого шпона для реставрации облицовки. После соответствующей окраски применяется для имитации красного дерева, серого клёна, грецкого ореха (нетекстурного) и т. д.

Древесина ольхи лёгкая, мягкая, среднеусыхающая, даёт незначительное коробление при сушке, хорошо склеивается, режется, полируется и окрашивается. Ольха используется в виде брусковых элементов и в виде строганого шпона в основном для имитации чёрного и красного дерева, а также грецкого ореха. Осина близка по своим качествам к ольхе, так же хорошо обрабатывается инструментом, надёжно склеивается. Служит в виде массива для резьбы, под облицовывание более дорогими породами, для ремонта элементов каркаса мебели. Недостаток — склонность к загниванию.

У липы древесина мягче и легче, чем у предыдущих пород, но сильно подвержена усушке, загниванию, легко повреждается насекомыми. Благодаря однородности строения отлично режется во всех направлениях, хорошо держит форму, поэтому обычно используется для восполнения утрат в рельефной, ажурной и скульптурной резьбе (однако мелкую резьбу из липы стараются не делать). Липа не растрескивается, без труда склеивается и окрашивается, удовлетворительно полируется.

Древесина тополя, в заболони похожая на липу, такая же лёгкая, мягкая и формоустойчивая, усыхает меньше, чем липа, склонна к загниванию. Среди всех разновидностей тополя ценится тополь серебристый. Ценны и капы тополя, из которых в прошлом получали шпон для облицовывания малоценных пород. Обрабатывается, склеивается и отделывается древесина тополя хорошо.

Среди твёрдых лиственных пород наибольшее употребление в реставрационных работах нашли бук, груша, дуб, ясень, грецкий орех, клён.

Дуб — наиболее яркий представитель среди этой группы — имеет выразительную текстуру, усыхает средне, прочен, с плотной древесиной, мало растрескивается и коробится. С течением времени древесина становится хрупкой и менее твёрдой, она практически не подвержена гниению. Выдержанный долгое время (десятки лет) в воде дуб приобретает цвет под «вороново крыло» и становится очень твёрдым. Из морёной древесины дуба в прошлом делали дорогую мебель. Благодаря наличию дубильных веществ дуб легко поддаётся крашению и тонированию в протравах, отделке мастиками. Древесина его хорошо обрабатывается и полируется, удовлетворительно склеивается. Дуб широко применяется в реставрационных работах: для резьбы, выполнения точёных деталей, облицовывания, наборных мозаичных работ, изготовления утрат, столярного ремонта и т. д.

По механическим свойствам — плотности, прочности, твёрдости — бук приближается к дубу, хотя его древесина подвержена загниванию, короблению и растрескиванию при сушке, склонна к поражению червоточиной. Как и дуб, бук хорошо обрабатывается и окрашивается. Служит бук как имитатор таких пород, как розовое и красное дерево, грецкий орех. Древесина бука подходит для различных реставрационных работ (в виде массива, для облицовочных и наборных мозаичных работ).

Древесину ясеня иногда путают с дубом, хотя она схожа с ним только текстурой. Отсутствие в древесине ясеня дубильных веществ резко снижает её способность быть стойкой во влажной среде, она мягче, чем дуб, при эксплуатации подвержена быстрому истиранию. В реставрации древесину ясеня используют там же, где и дуб.

Груша, имея плотную, прочную и твёрдую древесину, является одной из пород (наравне с липой, дубом, буком), которые наиболее часто применяются в реставрации мебели. Этому способствует то, что она практически не коробится и не растрескивается, кроме того, груша хорошо обрабатывается, склеивается, окрашивается и отделывается. Особенно удачно груша имитирует (после тонировки) чёрное дерево, чему способствует плотность этого материала и наличие в её древесине дубильных веществ. Груша в нормальных условиях долго сохраняется, но подвержена поражению червоточиной. Применяют грушу в основном для мелкой и средней резьбы со сложным рельефом, для накладной и ажурной (прорезной) резьбы, мозаичных наборов в маркетри, а также для различных вставок при восполнении утрат элементов из массива.

Грецкий орех — одна из немногих пород, имеющая богатую цветовую и тональную палитуру и многообразие текстуры. Доминирующий цветовой тон — серый. Древесина усыхает не сильно, держит форму, легко обрабатывается, режется во всех направлениях (как и липа), хорошо склеивается и отделывается. Находит разнообразное применение в виде массива и шпона: для различной резьбы, восполнений утрат, в мозаике (маркетри), интарсии, для облицовывания и т. д.

Клён, как и груша, имеет плотную, прочную и слабоусыхающую древесину, коробится она незначительно, но подвержена поражению червоточиной. Кроме того, эта порода легко загнивает. Обрабатывается, склеивается, окрашивается и отделывается древесина неплохо. В основном служит для резных работ (особенно накладной резьбы) и для ремонта элементов из массива. Клён «птичий глаз» отлично подходит для наборного декора в маркетри и для реставрации облицовки.

Кроме отечественных пород деревьев, в реставрационных работах применяются и породы, импортируемые в СССР. Это, например, красное, лимонное, чёрное и розовое дерево, палисандр, тик, вавона, сандаловое дерево. Однако обычно эти породы имитируются отечественными породами, так как достать первые (особенно массив древесины), за исключением разве красного дерева, практически невозможно. В основном к реставратору экзотические породы попадают в виде строганого шпона и используются для реставрации наборного декора в маркетри и интарсии.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru