Учебники по популярным профессиям
|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебное пособие РЕКЛАМНОЕ ДЕЛО10.1. Теория РазрываВ теории Разрыва, разработанной Ж.-М. Дрю, целью является разработка творческой концепции в сочетании с корректировкой всей маркетинговой стратегии продвижения бренда [26]. Под термином «Разрыв» принято понимать «постоянный поиск такой стратегической идеи, которая ломает и опрокидывает стереотипы рынка. В дальнейшем он позволяет сформировать новое видение или придать новое содержание существующему представлению».
Иными словами, Разрыв - это смещение границ бренда, точнее, их расширение, которое может распространяться как на сам товар (его характеристики, назначение, способ применения, предлагаемые им выгоды), так и на идентичность или атрибуты бренда. Необходимо отметить, что Разрывы в рекламе происходят нечасто, большинство рекламных кампаний предсказуемы, поскольку соответствуют разнообразным стандартам и стереотипам. Все стереотипы могут быть разделены на три большие группы [33, с. 169]:
В основе же методологии Разрыва лежит отказ от всех прошлых утверждений и достижений марки, если угодно, это - обновление индивидуальности бренда, новое начало «с нуля». Однако Разрыв применим к любым торговым маркам, а не только к тем, у которых нет своего места на рынке, или к тем, которые переживают спад. Как пишет сам Ж.-М. Дрю, «нет никакой гарантии, что позиции марки, вполне благополучной утром, не пошатнутся к вечеру того же дня» [26, с. 127]. Методология Разрыва представляет собой трехступенчатый процесс.
Поиск стереотипов является началом исследовательского этапа, цель которого - увидеть яркую, ясную картину. Главный вопрос на этом этапе - «Почему?». Почему взрослые не пьют молоко? Почему кашу и хлопья едят только на завтрак? Почему в рекламе пива всегда превозносится мужественность? Интересно, что любая товарная категория имеет некий собирательный образ, составленный из совокупного эффекта от рекламных кампаний данного сектора. Например, соб-ственный образ имеют стиральные порошки, соки, минеральная вода, банки. Взятые все вместе, рекламные сообщения данной товарной категории создают определенное общее впечатление, однако в один прекрасный день приходит некая торговая марка и ломает этот шаблон, сотрясая целый рынок.
Так, фирма IKEA осмелилась показать, что посреднические функции ее конкурентов ведут к искусственному завышению цен, поэтому она отменила продавцов, поставку и сборку мебели, объясняя такой шаг устранением наценки на товары. Существует два основных типа разрушения стереотипов:
Источники «вдохновения» для Видения могут быть следующие:
Следует отметить, что Разрыв - не линейный процесс, а скорее, алгоритм, который имеет цикличное строение, поэтому, однажды применив эту методику, компания не может просто спокойно существовать дальше. Это может привести к ее гибели и превращению бренда в звезду, которая внезапно зажглась и очень быстро погасла. Если компания решается на Разрыв и новое Видение, она должна осознавать, что это - не разовое мероприятие, а целая цепочка постоянных Разрывов, поддерживающих бренд «в тонусе». Несмотря на сложности и опасности, подстерегающие бренды и компании на пути к обновлению, результаты применения такой методики весьма заманчивы. Разрыв - это еще и интернациональная ценность, «открывающая» границы за счет усиления позиций торговой марки. Следовательно, ее можно перебросить в другую страну и сделать международной. Действительно, большинство брендов, применивших эту методику, превратились в рыночных гигантов, недоступных конкурентам и имеющих самый привлекательный имидж для потребителей во всем мире (Nike, BMW, IKEA, Virgin, IBM и т.д.). Однако именно здесь бренд может подстерегать еще одна опасность. Дело в том, что, ломая одни стереотипы, можно увлечься и не заметить другие. Так, бренд Clairol Herbal Essences Shampoo, придя к осознанию необходимости своего обновления, задумал разрушить один из рекламных стереотипов «вся реклама шампуня фокусируется на конечной выгоде: красивые, блестящие волосы». В качестве разрывной идеи была использована кардинально иная выгода для потребителей, а именно - сам процесс мытья головы, доставляющий наслаждение. Соответственно, новое Видение бренда заключалось в том, что мытье волос освежает и обновляет и позволяет женщине чувствовать себя красивой. На основе этого обновленного Видения бренда была сформулирована рекламная стратегия, идея которой заключалась в том, чтобы показать различные ситуации, когда женщина может испытать от процесса мытья головы почти эротические ощущения.
Вроде бы все было сделано правильно, были отсняты несколько роликов для показа в разных странах, но возникла проблема культурных стереотипов. Как говорится, «что для русского хорошо, то для немца - смерть», и наоборот. Тот ролик, где девушка решила помыть голову, пока ее ждет постепенно стареющий ухажер, - довольно странен, но терпим. Зато реклама, в которой девушка моет голову в туалете самолета, является бурлеском технической и иной изобретательности, причем фантазия эта - явно иностранного происхождения, доступная для понимания не всех российских граждан. Следовательно, при осуществлении методики Разрыва необходимо учитывать ряд замечаний:
Так, например, среднее и старшее поколения вряд ли судовольствием смотрели указанные ролики, зато подросткам и молодым людям, которые любят всякие фантазии и «при-колы», реклама Clairol Herbal Essences Shampoo понравилась, несмотря на некоторые расхождения в культурных стереотипах. А значит, размещение роликов в соответствующих молодежных программах было бы, возможно, значительно более эффективно. |
|
|