>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Улучшение работы памяти

       

Оставайтесь собранными в центре бури

В современном обществе используется множество технологий: мобильные телефоны, электронная почта, факсы, пейджеры, телеконференции и сообщения, “получаемые” от компьютера или органайзера. Люди связываются друг с другом на огромных асстояниях по сети Internet.

Мы развлекаемся с помощью кино и телевидения, таким образом, позволяя людям управлять нашими чувствами и фантазиями.

Если кто-нибудь считает современный социальный климат приемлемым, а мы все так считаем время от времени, он не может не напрягать свою память по мере выполнения каждодневных действий. Как определить, на что обращать внимание, что запоминать, и что является реальным, а что — только развлечением?

Современное общество обременено огромным количеством действий, в которых люди так или иначе вынуждены участвовать. Если возникает подобная необходимость, одновременно могут появиться и проблемы с памятью.

Нужны доказательства? Возьмем, к примеру, маму, которая с урока музыки спешит на прием к зубному врачу, затем добирается домой, готовит обед, и выполняет работу по дому. Если она не супермама, велика вероятность, что она что-нибудь, да забыла.

Спешка приводит к ухудшению способности запоминать.

Совет

    Необходимо контролировать три основных фактора.

      Темп. По мере “участия в гонках” от одного случая к другому, качественный результат от действия в каждом случае уменьшается. Человек подобен скале, пропускающей воду. Для того чтобы запоминать свои действия, необходимо замедлить темп, и “осмотреться вокруг”.

      Глубина. Глубина означает распределение приоритетов между действиями, и удаление нижних элементов списка, после чего освобождается время, и появляется возможность распределить высшие приоритеты более тщательно. Чем больше времени затрачивается на определенное действие, тем ярче и точнее оно будет запечатлено в памяти.

      Организация. В этой книге уже достаточно много рассказывалось об организации. Но здесь данное слово используется в несколько ином смысле: это понимание того, как сделать перерыв между предыдущим и последующим действиями, чтобы при этом обеспечить хорошее восприятие информации.

Может показаться, что выполнить все вышеперечисленные пункты очень сложно. Многие считают, что просто не имеют выбора, и поэтому должны выполнять все возложенные на них обязанности. Однако следует спросить себя, стоит ли жертвовать своей памятью, находясь в подобном вихре событий, поскольку память столь же дорога, сколь высока скорость, с которой люди переключаются с одного действия на другое. В данном случае, скорость просто убивает память.

Распределение приоритетов

Слишком большое напряжение может пагубно сказаться на способности запоминать. Человек, в некотором роде, распределяет свою память между проектами или обязательствами, с которыми он поспешно пытается справиться.

    С помощью организации и одновременного замедления темпа жизни, человек получает возможность запомнить свои действия. Для этого не забывайте о таких моментах.

    • Устанавливайте приоритеты для действий.
    • Устраняйте те действия, которые находятся в конце полученного списка.
    • Увеличивайте время, отведенное на действие, которое следует запомнить.
    • Придавайте больше значения данному действию.
    • Создавайте логическую последовательность, организовывая свои действия.

Например, представьте себе женщину — преуспевающего менеджера, секретаря профсоюзного комитета, члена клуба взаимопомощи, которая при этом является женой, а также матерью двух детей, 7 и 10 лет. Очевидно, она— занятый человек. Но, возможно, она также и много теряет, поскольку “бросается” от одного дела к другому.

Располагая по приоритетам свои действия, человек может уделять каждой из своих обязанностей соответствующее количество внимания. Как распределены приоритеты у данной женщины?

  • Семья.
  • Работа.
  • Профсоюзный комитет.
  • Клуб взаимопомощи.

Подумав над своими приоритетами, она понимает, что одно из занятий необходимо исключить. Логичнее всего выбрать для этого клуб взаимопомощи, поскольку у него наиболее низкий приоритет. Также она понимает, что срок ее пребывания на посту секретаря (профсоюзного комитета уже подходит к концу. Можно будет остаться обычным членом профсоюза. Таким образом, при подобных изменениях она получит большее количество времени, и высвободит энергию, которую можно будет посвятить семье и работе. Она установила для своей семьи наивысший приоритет, за которым следует работа, поэтому теперь у нее есть возможность посвятить намного больше “качественного времени” данным обязанностям.

Как запомнить приоритеты

Все действия имеют контекст — набор окружающих обстоятельств, который придает деятельности значение и уместность. Например, когда сотрудник вспоминает о задании, полученном накануне, в контекст входит проект, над которым он работает, цель проекта, задействованные люди, взаимосвязь данного проекта с проектами других отделов компании и т.д.

Если сотрудник начинает работать над одним проектом, а затем переключается на другой, то чтобы возвратиться к первому, ему необходимо восстановить в своей памяти весь соответствующий контекст.

Совет

    При работе с различными проектами помните о следующем
    • Полностью “отключайтесь” от одного контекста перед переходом к другому.
    • Думайте о новом проекте, сосредотачиваясь на всех проблемах и людях, с ним связанных.
    • Общайтесь с людьми, работающими над этим проектом.

Необходимо разграничить предыдущий и последующий проекты либо создать переход от одного проекта к другому так, чтобы можно было полностью использовать соответствующую контекстноопределенную информацию. Информация, связанная с одним проектом, скорее всего, никак не связана с другим. Небольшой перерыв между работой над проектами позволит “перегруппировать” свои мысли и сосредоточиться на новой задаче. Можно выпить воды, давая, таким образом, своему мозгу отдых. Тогда, вернувшись к своему столу, сотрудник будет готов вновь приступить к работе.

Организовывая свою жизнь, и регулируя собственный темп жизни, можно улучшить результат тех действий, каторые имеют наиболее высокий приоритет. По мере улучшения качества действий улучшается и способность запоминать соответствующую данному действию информацию.

Разговор с сотрудником, работающим над тем же самым проектом, может быть также полезен для восстановления в памяти нужной информации и способности к работе. Этот собеседник, фактически, является частью контекста воспоминаний относительно данного проекта.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru