>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Улучшение работы памяти

       

Как запомнить то, что вы читаете

Большинство людей хотя бы раз в жизни попадали в ситуацию когда, прочитав целую страницу книги, они вдруг осознав, что совершенно не поняли текста. Их мысли были заняты тем, куда поехать на выходные, или что следовало ответить тому нахальному продавцу.

Сохранение в памяти прочитанного материала — одна из основных задач образовательного процесса. Умение прочитать предложение, бегло произнести все его слова, и наличие словарного запаса, достаточного для того, чтобы не заглядывать в словарь по каждому поводу, — это одно. Умение запоминать прочитанное — это совершенно другое. Если вы не можете запомнить того, что прочитали, зачем тогда вообще читать?

Если вы хотите быть уверены в том, что сможете запомнить прочитанное, попробуйте воспользоваться одной из разнообразных обучающих систем, разработанных педагогами-методистами. На протяжении более чем 50 лет эти люди совместно с психологами изучали, как людям удается сохранить в памяти то, что они прочитали.

Рассмотрим одну из самых старых обучающих систем.

  • Проведите обзор книги.
  • Поставьте вопросы к материалу книги на основании проведенного обзора.
  • Прочитайте книгу.
  • Перескажите материал своими словами.
  • Пересмотрите основные моменты книги.

Для начала подумайте, что нужно сделать, открыв учебник или другую научную книгу, содержание которой вы надеетесь запомнить после ее прочтения. Если вы сразу же углубитесь в чтение, не просмотрев предварительно книгу, вы можете заинтересоваться, что же будет дальше, так и не поняв, как организована структура излагаемого материала.

Проведите обзор книги

Первый шаг на пути к запоминанию прочитанного материала— это предварительный обзор книги. Прочитайте текст на суперобложке (если она есть), предисловие и даже раздел с благодарностями, чтобы узнать, через что прошел автор в процессе написания книги, кто вдохновил его (или ее) на это и кто внес наибольший вклад в создание книги.

Просмотрите содержание, чтобы понять, как организована книга, и каким образом ее главы подают информацию. Прочитайте резюме глав, рассмотрите имеющиеся схемы, рисунки и графики. Это поможет вам основательно познакомиться с предметом изучения еще до того, как вы действительно прочитаете книгу. Более того, вы начнете улавливать общую картину материала, рассматриваемого в книге.

Поставьте вопросы

Сформулируйте несколько вопросов, связанных с тем, что вы увидели в книге. Эти вопросы могут способствовать появлению других мыслей относительно того, чего можно от нее ожидать. Позднее, по мере прочтения книги (не забывайте, мы ведь еще даже не начали ее читать) и постепенного овладения предметом, на некоторые из этих вопросов могут найтись ответы.

Прочитайте книгу

Третий шаг — непосредственно чтение. Ничего не пропускайте. Лично я по ходу чтения особенно люблю подчеркивать важные моменты. Вот почему я редко когда беру читать чужие книги. Если я все-таки одалживаю книгу и вижу, что действительно хотел бы ее прочесть, я отдаю книгу обратно и покупаю себе такую же, чтобы можно было спокойно подчеркивать все что мне нужно.

Я не просто подчеркиваю. Я использую систему подчеркивания основных моментов, оставляя без внимания большинство лишних или ненужных с моей точки зрения фраз. Таким образом, когда я возьмусь за книгу в следующий раз ее основные моменты будут выделяться из общего текста.

Не подчеркивайте слишком много. Далеко не все, что вы читаете, является ядром предмета, или относится к его сути. Иначе при повторном обращении к книге вам придется тщательно изучать страницу за страницей, разбираясь в собственных подчеркиваниях, и удивляться, почему это ваша ручка вдруг сошла с ума.

В дополнение к подчеркиванию можно использовать вертикальные линии, которые ставятся справа или слева от текста, чтобы отметить важные разделы книги. В этих разделах обычно развиваются понятия, отмеченные выше или ниже вертикальных линий. Если раздел особенно важен, пометьте его двойной линией.

Многие люди подчеркивают основные моменты книги только во время ее второго прочтения, чтобы удостовериться в том, что они не подчеркнули что-то ненужное.

Если у вас нет времени на то, чтобы прочитать книгу во второй раз, вы можете подчеркивать прямо по ходу ее первого прочтения. (Просто следите за своим маркером, чтобы его не понесло подчеркивать все, что попало!) Поскольку я слишком занят, чтобы перечитывать книги по второму разу, я поступаю именно так. Затем я просто пересматриваю то, что подчеркнул.

Перескажите материал своими словами

После того как вы полностью прочитаете книгу, можно переходить к следующему шагу — пересказу. Пересказ материала своими словами поможет представить себе книгу как единое целое, понять ее на более глубоком уровне и связать все изложенные факты вместе. Если вы сможете объяснить материал книги другому человеку, значит, вы действительно ее поняли.

Одна из причин, по которой я люблю работу преподавателя, состоит в том, что мне приходится действительно глубоко вникать в материал. Как я всегда говорю, преподавать — это учиться.

Если вы не совсем уверены, что хорошо поняли материал, потратьте на него так много времени, как только возможно. По мере изучения этого материала вы сможете связать его с тем, что уже поняли, и лучше зафиксировать в памяти.

Пересмотрите основные моменты книги и сделанные вами записи

Мы еще не закончили. Следующей задачей является пересмотр основных моментов книги. Это замечательная возможность освежить прочитанное в памяти. Пройдитесь по подчеркнутым фразам, а также просмотрите сделанные вами пометки и записи. Вообще говоря, пересмотр материала в процессе его чтения очень полезен. Возьмите себе за правило каждый раз после прочтения раздела пересматривать его основные моменты.

Как известно, большая часть информации забывается сразу же после ее прочтения. Таким образом, пересмотр материала книги дает возможность действительно хорошо “уложить” его в памяти.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru