>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Улучшение работы памяти

       

Выбор правильной мнемоники в правильный момент

Не все мнемонические системы работают для всех одинаково. Поскольку люди уникальны, то индивидуальны их потребности и предпочтения. То, что один человек считает необходимым, другому может показаться абсолютно бесполезным.

Выберите мнемонику исключительно для себя

Совет

    Следует выбирать такие мнемоники, которые бы соответствовали индивидуальности человека и его окружению. Это может увеличить шансы запоминания информации.

Для правильного использования мнемонической методики ознакомьтесь со следующими основными принципами.

Убедитесь в том, что мнемоника:

  • привлекает к себе внимание;
  • содержит простую ассоциацию;
  • организована таким образом, чтобы ее легко было вспомнить;
  • несет особое значение.

Не нужно полагаться на мнемотехнику, о которой можно было где-то прочитать, если подходящая уже существует. Жизненный опыт каждого человека индивидуален, поэтому разные люди реагируют на образы по своему. Посмотрите на изображение купола христианской церкви. Человек вспоминает все, что “приходит” вместе с образом купола, а также связано с историей. Изображение купола может напомнить о том, как Христианство запрещалось во времена Советской власти. Также изображение купола церкви наводит на множество других ассоциаций. Кто-то вспомнит прогулку возле Кремля во время снежной бури в 1974 году, и лето 2001 года, когда он прятался в соборе Василия Блаженного от сильнейшей грозы. Кто-то представит себе что-нибудь иное.

Совет

    Мнемоники, которые “привлекают” к себе внимание, делая процесс запоминания более интересным, всегда эффективны. Скучные и старые мнемоники часто забываются. Сделайте свои мнемоники “выделяющимися”: глупыми, забавными, абсурдными или приятными.

Выберите мнемонику, которая соответствовала бы данной ситуации

Если мнемоника имеет мало общего с тем, что необходимо запомнить, она, скорее всего, будет забыта. Например, к уроку биологии нужно выучить, что на Галапагосских островах вблизи побережья Эквадора обитает огромное количество уникальных разновидностей животных, включая водяных ящериц дракона.

Для этого можно использовать следующие мнемоники.

  • Флаг Эквадора. Изображение флага, вероятно, не будет “выигрышным”, и не привлечет внимания в сравнении с более ярким и вызывающим воспоминания образом.
  • Рыцарь, сражающийся с драконом, на фоне средневекового замка. Можно связать ящериц дракона на Галапагосских островах с образом замков и рыцарей. По-моему, не слишком удачно, ведь нужно запомнить именно Галапагосские острова, а не Британские или какие-либо другие.
  • Ящерицы дракона, галопом скачущие по острову. С помощью слова галоп производится привязка к Галапагосским островам. Теперь необходимо отразить тот факт, что на Галапагосских островах обитают не только водяные ящерицы, но еще и множество других животных. В этом случае можно представить целый зоопарк, который, вырвавшись на волю, носится по острову.

Ждете еще один пример? Его не будет — попробуйте придумать самостоятельно.

Установка флажков

Хотя в визуальном мнемоническом методе (система связей) потенциально можно использовать больше одного образа, для идентификации каждого из них может понадобиться дополнительное время, что довольно непрактично в некоторых ситуациях.

Для визуальной мнемотехники требуется намного больше времени, чем для привязок, связи, историй или фонетической системы. Если нужно быстро запомнить что-либо важное, наиболее разумный способ — использовать привязку.

Например, пытаясь подобрать визуальное изображение для предмета, показавшегося вам важным, можно безнадежно отстать от преподавателя, читающего лекцию.

Одним из преимуществ привязки перед историями, а также фонетической системой или системой связи является возможность выбора отдельных элементов последовательности. Например, система связей как раз основывается на последовательности.

Подобно системе локальных ассоциаций, которая зависит от предварительно связанных местоположением ассоциаций, в системе привязки используется связь ключевых слов или чисел. Здесь информация объединяется с помощью существительных.

Чем более сложным или абстрактным является существительное, тем более непригодно оио для ассоциации с нужными словами или идеями. Самыми полезными являются конкретные или точные существительные.

Независимо от используемой мнемонической системы, следует убедиться в том, что она является гибкой, и отвечает требованиям в соответствии с тем, что необходимо запомнить. Пытайтесь использовать мнемоники различными способами. Мнемотехника давно известна человечеству, и используется по всему миру.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru