Учебники по популярным профессиям
|
|
>>> Перейти на мобильную версию сайта >>> Улучшение работы памяти Как вместо “трех с минусом" получить “пять с плюсом"Одно из преимуществ сдачи экзаменов, которые уже были или еще только будут в вашей жизни, заключается в возможности оценки имеющихся у вас знаний и умений. Где бы ни проходило тестирование — в школе, на работе или на курсах вождения, — сдача экзамена подразумевает проверку ваших умственных навыков.
Готовясь к экзамену, вы, конечно же, не хотите тратить свое время попусту. Каждый час, проведенный за изучением материала, должен принести отдачу. Другими словами, вам нужна стратегия, которая позволит подойти к экзамену с максимальным багажом знаний по соответствующему предмету, благодаря чему вы сможете вспомнить все, что от вас потребуют. Если вы изберете неправильную стратегию подготовки к экзамену, то, скорее всего, так и не сможете вспомнить информацию, которую тщетно пытались выучить. Вот несколько основных ошибок, которых следует избегать:
Если вы решите использовать для подготовки к экзамену один из вышеперечисленных способов, вы серьезно подрываете свои шансы на успешную сдачу экзамена (разве только вам очень повезет). В следующих разделах я расскажу о том, как избавиться от этих пагубных “привычек”, и заменить их методами изучения информации, направленными на усиление умственных навыков. Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, информацию нужно учить осмысленно. Другими словами, старайтесь не прибегать к механическому заучиванию, которое подразумевает простое воспроизведение выученного материала. Механическое заучивание — это крайне поверхностный метод запоминания информации; он не пускает корни. Воспоминания должны “укорениться” в памяти; они должны быть интегрированы в имеющуюся у вас структуру знаний. Память должна быть централизованной, а не удаленной. Избегайте “удаленности” механического заучивания — в противном случае вы потратите свое время впустую. Скажите зубрежке “нет”Вспомните, как часто вы оттягивали изучение материала, вынесенного на экзамен, до самого последнего момента. Вы можете оправдывать себя тем, что вы были слишком заняты, чтобы подготовиться к экзамену заранее. Вы также можете страдать от распространенного заблуждения что если вы начнете учить материал слишком рано, то все забудете. Вам может казаться, что чем позже вы выучили информацию, тем “свежее” она будет на экзамене, и тем проще вы сможете ее вспомнить. Все это не более чем оправдания в пользу собственной лени. На самом деле, все вышеизложенное, скорее, относится не к свежести, а к “незрелости”, поскольку информация попросту не успевает развиться. Другими словами, вы не сможете вспомнить информацию, поскольку вы не подготовили почву и не вкопали колышки, которые бы поддерживали “посаженный” материал. Совет
Как только вы узнаете, на какое число назначен экзамен, начинайте к нему готовиться. Даже если до экзамена остается еще много времени, рассматривайте это как возможность подготовить в своей памяти прочную основу для запоминания информации. Совет
Распределив время подготовки к экзамену, вы получите возможность хорошо усвоить каждую порцию, каждый слой информации. Таким образом, запоминаемый материал сможет основательно укорениться в вашей долговременной памяти. Не забывайте, что изучение нового материала — это кумулятивный процесс, который отталкивается от того, что вы уже знаете. Совет
Понимание картины предмета в целом позволит вам строить свое обучение, отталкиваясь от уже пройденного материала. К примеру, если вы учите иностранный язык, вы должны понять его общую структуру — только тогда вы сможете приступить к запоминанию слов и фраз. В большинстве романских языков (например в испанском) у многих существительных есть формы мужского и женского рода, поэтому, прежде чем приступать к разговорному испанскому необходимо научиться правильно склонять слова. Готовясь к экзамену, необходимо периодически проверять, как вы усвоили выученный материал. Это можно делать следующими способами
Помимо всего прочего, периодическая проверка своих знаний позволяет учиться на собственных ошибках, и помогает избежать пагубных “привычек” или недоразумений, затрудняющих запоминание. Проверяя свои знания, вы сможете подкорректировать стратегию подготовки к экзамену, и понять, какие методы лучше подходят для формирования логически связной системы знаний. Не отвлекайтесьОчень трудно учиться, когда тебя отвлекают. Внимание играет главную роль в процессе запоминания (см. главу 2 “Мифы, в которые мы верим”). Классический пример отвлечения внимания — это учиться перед телевизором. Представьте себе, что вы пытаетесь подготовиться к экзамену на восстановление водительских прав, в то время как по телевизору показывают ток-шоу, посвященное проблемам водителей и введению новых правил дорожного движения. Вы запомните больше из того, о чем говорилось в шоу, чем из того, что вы учите. Нельзя разрывать свое внимание между тем, что вам сейчас хочется делать, и тем, что вы пытаетесь запомнить. Если вам хочется заниматься чем-то другим, вы запомните именно это. Чтобы информация, которую вы учите, действительно хорошо усвоилась, вы должны уделить ей все свое внимание. Представьте себе, что внимание — это ворота, которые пропускают информацию память. Вы сможете открыть ворота и запустить информацию в память, если сконцентрируете на ней все свое внимание и полностью погрузитесь в процесс изучения. Совет
Помимо этого, вы должны извлекать максимальную пользу из усилий, прилагаемых вами к изучению материала. Если ваше сознание отказывается признать тот факт, что вы готовитесь к экзамену, большая часть вашей памяти будет не в состоянии что-либо запомнить. Вам просто нужно мотивировать себя на то, чтобы учить и запоминать; в противном случае, вы будете двигаться вхолостую. Представьте себе, что мотивация — это энергия, необходимая для запоминания экзаменационных тем. Набрав полный бак энергии, вы сможете спокойненько сдать экзамен, и продолжите движение дальше. Нарисуйте общую картину предмета - свяжите новый материал с тем, что вы уже знаетеВы можете значительно повысить вероятность запоминания новой информации, если сможете связать ее с тем, что уже знаете. Другими словами, для лучшего запоминания новый материал необходимо ассоциировать с информацией, которая уже отложилась у вас в памяти. Проведение связей от старой информации к новой позволит определить значимость нового материала. Эта значимость помогает увидеть общую картину предмета — а именно, как новая информация вписывается в систему знаний, которую вы выстраиваете в своей памяти. Если вы сможете понять значимость новой информации, то, скорее всего, хорошо ее запомните. Вы будете знать, как она согласуется с другой информацией, и получите больше шансов понять ее значение. Процесс изучения материала замкнутый и кумулятивный. Чем больше усилий вы тратите на подготовку к экзамену, тем больше материала остается в вашей памяти. В свою очередь, чем больше вы знаете, тем выше вероятность того, что вы сможете вспомнить на экзамене большее количество информации. Представьте себе, что вы готовитесь к экзамену по истории ХIII столетия, и дошли до Фомы Аквинского. Вы узнаете, что он был ярым приверженцем философии Аристотеля, пытался познакомить с ней своих современников и согласовать ее с христианской теологией. Вы также узнаете, что Фома Аквинский называл Аристотеля “философом”, тем самым возвышая его над всеми другими. Затем вы вдруг понимаете, что Аристотель жил примерно за полторы тысячи лет до Фомы Аквинского Возможно, вы попытаетесь понять, в чем же дело. Почему это Фоме Аквинскому пришлось “знакомить” людей с Аристотелем? Почему никто не оценил его таланта на протяжении предыдущих полутора тысяч лет? Если вы уже знаете, какую роль сыграли средние века в истории человечества, то вспомните, что в то время как в Восточном Средиземноморье и в арабских странах занимались математикой и философией, Европа прозябала под гнетом инквизиции. Знание этой основы позволит вам интегрировать информацию об Аристотеле и Фоме Аквинском в имеющуюся у вас структуру знаний, вместо того, чтобы пытаться запомнить, кто такой Фома Аквинский, и в какие годы он жил То, как вы учите материал, во многом определяет, насколько хорошо вы его запомните. Учите информацию правильным способом и в правильной обстановке — тогда вы действительно сможете ее вспомнить. Распределите время подготовки к экзаменуВы извлечете гораздо большую пользу из своей памяти, если хорошо организуете процесс обучения. Вы можете считать, что выбрали правильную стратегию подготовки к экзамену, однако если вы неправильно распределите время изучения материала, то, скорее всего, забудете больше, чем запомните. Распределяя время подготовки к экзамену, необходимо учитывать три фактора:
Поскольку кратковременная память действительно “кратковременна”, большинство из того, что вы учите, забывается сразу же, как только вы его выучите. Это значит, что если вы прочитаете новую порцию материала и тут же закроете книгу, к моменту экзамена в вашей голове практически ничего не останется. Определение объема времени, необходимого для подготовки к экзамену — это первый и очень важный шаг на пути к запоминанию информации. Вы должны впитать в себя информацию прежде, чем она успеет испариться из вашей памяти. Совет
Выбор темпа изучения материала поможет вам максимально использовать свой внутренний потенциал. Если вы знаете, что до экзамена осталось две недели, и вложите всю свою энергию в одно “суперзанятие”, то не получите ничего, кроме “суперусталости”. Это можно сравнить с забегом на длинную дистанцию — если вы сразу же возьмете слишком быстрый темп, то к концу забега выдохнетесь настолько, что не сможете ускориться и обогнать своих конкурентов. Таким образом, выбрав правильный темп изучения материала, вы сможете максимально использовать свою энергию. Распределяя процесс изучения материала, вы получаете достаточно времени для того, чтобы хорошо усвоить каждую порцию информации (см. главу 11 “Как запомнить выученное”). На каждом занятии вы закладываете в свою память новый слой информации. Представьте себе, что вы рисуете картину, и последовательно накладываете слои масляной краски — каждый слой краски является основой для следующего слоя. Если нанести все краски одновременно, они смешаются, и вы не получите ничего, кроме липкой грязно-коричневой массы. Совет
Затем перейдите ко второму слою информации, что соответствует заголовкам второго уровня в содержании книги. К примеру, если вы готовитесь к экзамену по геологии, заголовок первого уровня в учебнике может звучать как “Горные породы”, а заголовок второго Уровня — как “Минералы”.
С каждым новым слоем вы переходите на более глубокий уровень сложности или детализации материала. Этот процесс немного напоминает рисование дерева. Вначале вы рисуете ствол и несколько основных, массивных ветвей. Затем вы переходите к ветвям средних размеров. После этого вы дорисовываете маленькие веточки. Толькр после того, как все ветки будут нарисованы, вы сможете взяться за листья. Если вы начнете сразу же с листьев, вы не будете знать, к каким веткам и в каких местах эти листья должны прикрепляться. Совет
Например, если до экзамена осталось две недели, попробуйте заниматься по часу в день через день. Такое расписание позволит вам лучше концентрировать свое внимание, чем если бы вы занимались по полчаса ежедневно, или втиснули все семь часов в один день, и предоставит достаточно времени на то, чтобы информация успела отложиться в памяти. Проведите разведкуВы не сможете полностью раскрыть на экзамене свои способности, если не знаете, что от вас будет требоваться. Думаю, никому не хочется прийти на экзамен, и быть застигнутым врасплох формой его проведения, условиями, в которых он будет проходить, или типами задаваемых вопросов. Готовность к экзамену определяется не только хорошим знанием материала. Если вы не знаете, в какой форме вас попросят воспроизвести информацию, то можете растеряться настолько, что так и не вспомните то, что от вас требуют. К примеру, вы можете настроиться на подсказки, которых на самом деле не будет. Как результат, вы уйдете с экзамена страшно подавленным, поскольку вы знали материал, но оказались не в состоянии это продемонстрировать. Совет
Вопросы, вопросы и еще раз вопросыЭкзаменационные вопросы направлены на проверку различных типов памяти (более подробно о типах памяти рассказано в главе 3 “Организация процесса запоминания”). Например, вопросы с несколькими вариантами ответа могут потребовать навыков узнавания, а вопросы типа “заполнить пробелы” и вопросы, на которые иужно дать развернутый ответ, — навыков прямого вспоминания. Вопросы с несколькими вариантами ответа или вопросы, на которые нужно ответить “да” или “нет”, позволяют использовать метод исключения, поскольку вы можете отбрасывать варианты, противоречащие здравому смыслу. Вы можете перебирать предложенные варианты и думать, что неправильно в одних, и что правильно в других. Вопросы без вариантов ответа требуют прямого вспоминания имеющихся у вас знаний. В этом случае подсказки нужно искать только в самом вопросе. У вас нет возможных вариантов ответа, которые можно исключить, кроме тех, которые имеются в вашей голове. Большинство вопросов, требующих прямого вспоминания, более сложны, чем вопросы, основанные на узнавании, поскольку в первом случае у вас меньше подсказок, и нет возможности исключить неверные варианты. В свою очередь, вопросы, основанные на узнавании, такие как вопросы с несколькими вариантами ответа, могут варьироваться от довольно простых до даже смешных, как например такой вопрос. Какое из автоматических транспортных средств наиболее безопасно для окружающей среды? а) электромобиль;
Первым делом из рассмотрения можно исключить варианты в) и г). Они очевидны. Тот, кто придумал вопрос (т.е. я), пытался помочь вам понять его суть. Я добавил автомобиль двадцатилетней давности и огромный грузовик, чтобы лучше донести до вашего сознания предмет вопроса. Тем не менее, данный пример демонстрирует, какими трудными могут оказаться вопросы с несколькими вариантами ответа. Варианты а) и б) представляют собой попытки сохранить окружающую среду. Вам нужно действительно хорошо знать предмет, чтобы выбрать правильный вариант ответа. Если бы вопрос предусматривал везможность двух правильных ответов, вы бы, конечно, выбрали г) и б). Однако чтобы правильно выбрать только один вариант, необходимо хорошо понимать разницу между электромобилями и автомобилями-гибридами. К примеру, вы должны подумать, как вырабатывается электричество. Его производят солнечные батареи? Или же местная электростанция, работающая на угле? Вопросы, на которые нужно дать развернутый ответ, требуют не только наличия навыков прямого вспоминания, но и умения связно выражать свои мысли. Чтобы еще больше ужесточить требования, предъявляемые к вашей памяти, такие вопросы (между прочим, они составляют добрую треть экзамена по юриспруденци) требуют ответа на строго формальном языке. Ваш ответ должен не только содержать все необходимые моменты (например перечень обстоятельств, при которых применяется та или иная статья Уголовного кодекса), но и быть логически последовательным. Впрочем, в данном случае подобная строгость может и помешать. Кто, кроме юристов, сможет прочесть такие формальные ответы? Узнав, чего ожидать от экзамена, вы сможете сконцентрировать свои усилия исключительно на запоминании материала. |
|
|