Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Улучшение работы памяти

       

Создание связной истории для запоминания информации

Практически все люди любят интересные истории. Они собираются вокруг рассказчиков читают хорошие романы или ходят в кинотеатры. Истории — это часть нашей культуры. Истории используют для извлечения из иих личной пользы, или для обучения кого либо. Истории можно также использовать для того, чтобы "связать" в одно целое необходимую для запоминания информацию.

Запоминание списка без помощи карандаша и бумаги

Система связей представляет собой мнемоническую технику, необходимую для логической связи последовательной информации например списков слов. Связь, как следует из названия, подразумевает создание “цепочки” информации. Данную систему иногда называют цепной системой, поскольку задача запоминающего состоит в связывании элементов последовательности.

Предположим, вам необходимо съездить в магазин за продуктами. На полпути вы начинаете судорожно искать в бардачке блокнот и карандаш, поскольку понимаете, что забыли список продуктов дома. Однако там лежит лишь несколько карт, и груда всякого хлама который давно следовало бы выбросить.

На мгновение вы вообще забываете, что собирались приготовить на обед, однако сосредотачиваетесь и вспоминаете, что мечтал о фрикадельках под соусом из моллюска. Для этого вам понадобится оливковое масло, фарш, петрушка, чеснок, моллюски и сыр пармезан. У вас нет возможности все это записать, и вы решаете сопоставить цепочку этих элементов с некоторым образом, который будет несложно воспроизвести в памяти по пришествии в магазин. Воображение рисует вам картину с дядей Федором (“фрикадельки”), который сидит под оливковым деревом (оливковое масло), окруженным зарослями травы, похожей на петрушку. Дядя Федор чистит чеснок, посыпает каждую дольку тертым пармезаном и кладет все это в раковины моллюсков. Этой картиной вы объединяете цепь образов, что позволит вам купить все нужные продукты.

Марк Твеи, всегда остроумный и, по-видимому, никогда не испытывавший недостатка в словах, всегда использовал мнемотехнику при передаче речи. Он часто рисовал для себя специальные рисунки, по которым было легче связывать элементы рассказа. Например, однажды он нарисовал стог сена и волнистую линию, которые должны были впоследствии напомнить ему о Западе. Следующий рисунок, на котором были изображены две зубчатые линии, напомнил ему о молниях. Так ои изобразил рассказ о погоде в Сан-Франциско, для которой характерны частые грозы и туманы в летнее время. Как он точно подметил: “Самая холодная зима, которую я когда-либо пережил, это было лето в Сан-Франциско”.

Создание истории для вызова в памяти нужной последовательности

Система историй в мнемотехнике подобна системе связей, но несколько более сложна. Для данной методики требуется большее количество времени, чем при использовании системы связей. Для ее применения необходимо создать историю, напоминающую о последовательности или о группе слов, которые следует запомнить. В полученной истории элементы должны объединяться в том порядке, в котором их необходимо запомнить. Таким образом, элементы связываются друг с другом по мере развития сюжета.

В системе связей использовались прежде всего, визуальные образы, абсолютно лишние в системе историй. Если есть дополнительное время для того, чтобы создать еще и визуальную ассоциацию полученная история дольше “задержится” в памяти.

Однажды утром жителя побережья разбудил сильный шторм. Его жена, спустившись вниз, чтобы приготовить завтрак, заметила, что с потолка прямо над одной из оконных рам течет вода. Вероятно, крыша была частично повреждена, и дождевая вода потекла по стене. Супруги бросились в гараж в поисках чего-либо, чем можно было бы законопатить щель, но не нашли ничего подходящего.

Тогда они сели в автомобиль и, несмотря на потоп, отправились в магазин. По дороге они составили список необходимых покупок, но в машине не оказалось ни карандаша, ни бумаги Поэтому им пришлось придумать следующую историю.

Сосед обнаружил, что его зубной протез выпал (конопачение). Чтобы легче было жевать, он измельчил пищу одним из своих лучших ножей (нож для замазки). Чтобы не испачкать во время еды свою новую рубашку, он взял пластиковый слюнявчик (плассмассовый лист), оставшийся от его внука, но тот был так мал, что старик с трудом смог повязать его вокруг шеи. Он подумал, что теперь еда может упасть на стол или на пол. Тогда старик принес прямоугольную посудину (капать в кастрюлю), и только после этого приступил к еде.

Супруги приехали в магазин, купили все необходимое, и вернулись домой как раз к обеду. Подыскивая гараже место для приобретенных инструментов муж наткнулся на такие же инструменты, оставшиеся с прошлого раза! Если бы он сочинил историю, чтобы запомнить местонахождение инструментов, ему, возможно, не пришлось бы проводить утро в магазине.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru