>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебное пособие

Профессия СБОРЩИК РЭА

       

§ 62. Устройство и сборка контакторов

Контакторами называют электрические аппараты, предназначенные для регулярных включений, отключений или переключений потребителей электрической энергии, а также отдельных участков электрической сети в процессе их эксплуатации. Контакторы коммутируют токи от 25 А и выше.

В зависимости от номинальной нагрузки, на которую рассчитаны контакторы, различают контакторы одноцепьевые включающие, отключающие и переключающие, двухцепьевые включающие, трехцепьевые включающие и переключающие. Все контакторы имеют сходную конструкцию.

Контактор (рис. 131) состоит из двух узлов: контактного и электромагнитного. В контактный узел входят панель 21, неподвижные контактные шины 34, подвижные контактные шины 28 и крышка 24. В электромагнитный корпус входят корпус 16 с обмоткой 18, стойка 11, подвижный сердечник 19, возвратная пружина 42, буферная пружина 20 и ось 31. Панель контактора изготовляется прессованием из термореактивной пластмассы марки АГ-4В, обладающей высокой механической прочностью и хорошими электроизоляционными свойствами. В панель запрессованы конусные стальные гайки 9 для последующей сборки узлов контактора. Для придания панели большей жесткости у некоторых типов контакторов в нее запрессовываются две стальные пластины. На панели закреплены латунные зажимы 10, служащие для присоединения выводов 5 обмотки контактора и проводов цепи управления.

Рис. 131. Конструкция контактора

Электрическая цепь контактора состоит из двух шин: неподвижной контактной 34 и подвижной контактной 28. На одном конце неподвижной шины припаян серебряно-кадмиевый контакт сферической формы, а на другом — медный болт 1, служащий для крепления шины к панели и используемый в качестве зажима, подключающего внешнюю цепь. К подвижной контактной шине 28, так же как и к неподвижной, припаивается се-ребряно-кадмиевый контакт сферической формы, работающий совместно с контактом неподвижной шины. Шина 28 отверстиями центрируется на изоляционной втулке 29. Контактные шины (подвижные и неподвижные) изготовлены из меди.

Обмотка 18 контактора наматывается на сборный металлический каркас, состоящий из латунной втулки 17, стальной шайбы 37, двух изоляционных текстолитовых шайб 15 и изоляционной прокладки 40. Втулка 17 закрепляется в отверстие шайбы 37 развальцовкой. Наружная поверхность втулки 17 изолируется стеклотканью. Обмотка защищена корпусом 16, представляющим собой стальной цилиндр, изготовляемый штамповкой вытяжкой. В верхней части корпуса имеются четыре прямоугольных паза, куда входят выступы шайбы 37.

Подвижный сердечник 19 изготовляется из стали в виде цилиндра с трехступенчатым сквозным отверстием и заканчивается с одной стороны наружным конусом, а с другой — плоским торцом.

Возвратная пружина 42 служит для отвода подвижной системы контактора при выключении тока в исходное положение, а буферная пружина 20 — для создания контактного давления между контактами подвижной и неподвижной шинами при включении. Возвратная пружина находится в поджатом состоянии. Величина поджатия (давление пружины на сердечник) регулируется шайбами 39. Буферная пружина также находится в поджатом состоянии, величина поджатия регулируется шайбами 38.

При подаче напряжения в обмотку 18 электромагнит втягивает подвижный сердечник 79, в результате чего уменьшаются магнитный зазор между ним и полюсом 41 и воздушный зазор между контактами подвижной шины 28 и шины 34; буферная пружина 20 сжимается. В следующий момент контакты подвижной шины входят в соприкосновение с контактами неподвижных шин. Сжимающая буферная пружина 20 создает давление между контактами. Магнитный зазор продолжает уменьшаться до момента соприкосновения подвижного сердечника с неподвижным полюсом 41. После этого сжатие пружин прекращается, контактное давление достигает максимального значения.

При снятии напряжения магнитный поток исчезает, сердечник вместе с подвижной шиной отводится возвратной пружиной в исходное положение и электроцепь контактов размыкается. При размыкании происходит двойной разрыв цепи нагрузки, что повышает надежность работы контактора.

При снижении напряжения на зажимах обмотки электромагнита до напряжения отключения магнитный поток уменьшается настолько, что магнитное усилие, удерживающее подвижный сердечник, становится меньше усилия сжатия возвратной пружины и сердечник отводится пружиной в исходное положение, размыкая цепь контактов.

Сборка контактора осуществляется по определенной схеме. Сначала в корпус 16 устанавливают стойку //с полюсом 41, возвратной пружиной 42 и шайбами 39. При этом возвратная пружина размещается внутри полюса. Далее идет сборка подвижного сердечника 19. Сначала собирается ось 31 с пружиной 20 и шайбами 38, а затем весь этот узел устанавливается в сердечник 19. После этого узел подвижного сердечника вставляется в корпус 16. Затем на панели 21 закрепляются с помощью винтов неподвижные контактные шины 34. На болт 1 последовательно устанавливаются простая шайба 4, разрезная шайба 3 и гайка 2. Далее на корпус устанавливаются изоляционные шайбы 22 и 36, на которые размещают панель 21.

Сборка подвижного контактного узла заключается в установке на ось 31 изоляционной втулки 29, шайбы 35, подвижной контактной шины 28, шайб 30 и 33 и, наконец, шплинта 32.

Корпус контактора 16 соединяют с панелью 21 с помощью стальных гаек 9 и винтов 14, под головки которых подкладывают шайбы 12, 13. Зажимы 10 прикрепляют к панели 21 с помощью гаек 6. После чего на зажимы 10 надевают наконечники обмотки электромагнита 18 и шайбы 7 и все наконечники закрепляют на зажимах гайками 8.

Сборка заканчивается прикреплением крышки 24 к панели 21 винтами 27 и гайками 23.

Магнитный зазор b проверяют специальными предельными шаблонами после установки панели 21 и регулируют шайбами 36, которые устанавливают между подвижным сердечником и панелью. Рекомендуемый магнитный зазор (4,5 ±0,15) мм.

Усилие возвратной пружины регулируют шайбами 39. Усилие проверяется в момент трогания сердечника 19 динамометром.

Рекомендуемый контактный зазор а должен быть равен (3,2 ± 0,2) мм. Зазор регулируют после установки подвижной контактной шинки с помощью шайб 35. Величину зазора проверяют специальными предельными шаблонами.

Контактное давление регулируют шайбами 39 и проверяют (при напряжении на зажимах обмотки управления 2,8 В) динамометром на специальной установке.

При регулировке контактора следует учитывать, что напряжение включения и отключения взаимосвязаны и изменение одного из них влечет изменение другого. Поэтому их относительную регулировку производят путем изменения в заданных пределах других параметров контактора. Обычно контакторы регулируют при комнатной температуре (в холодном состоянии), но в некоторых случаях требуется регулировать их в нагретом состоянии. Примерные электромеханические характеристики контактора приведены на рис. 132.

Рис. 132. Электромеханические характеристики контактора :
АБ — тяговая электромагнита, ВГДЕ — механическая контактора, ЖЗИК - тяговая контактора, ME — возвратной пружины, ЛГ — буферной пружины, ε1, ε2 — магнитный и контактный зазоры, a1, а2 — усилия возвратной пружины в момент трогания и соприкосновения контактов (усилие предварительного поджатия), a3 — усилие возвратной пружины в момент соприкосновения подвижного сердечника с полюсом (максимальное усилие сжатия), а4 — усилие поджатия буферной пружины, а5 — усилие максимального контактного давления

Усилие тяговой характеристики электромагнита на всем участке магнитного зазора больше усилия механической характеристики. Усилие тяговой характеристики контактора равно разности усилий тяговой характеристики электромагнита и механической характеристики.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru