Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Профессия СБОРЩИК РЭА

       

§ 30. Конструктивно-технологические требования к электромонтажным соединениям

Электрический монтаж РЭА производят в соответствии С требованиями сборочных чертежей, принципиальной электрической схемы, а также с требованиями, указанными в технической документации и в соответствии с установленным эталоном (образцом). Он должен обеспечивать нормальную работу аппаратуры в условиях тряски, вибрации, вакуума, повышенной влажности и воздействия положительных и отрицательных температур, обусловленных требованиями соответствующих ТУ на монтируемую аппаратуру, прибор или систему.

Конструкция и электрический монтаж РЭА должны обеспечивать доступ к отдельным элементам для их осмотра, проверки и замены. Маркировочные знаки, нанесенные на шасси и детали, по возможности не должны закрываться монтажными проводами.

В зависимости от силы тока, допустимого падения напряжения и условий работы РЭА выбирают монтажные провода по сечению. Они должны обладать необходимой механической и электрической прочностью. В случае, если монтажные провода подвергаются воздействию помех или сами их создают, монтаж производят экранированными проводами, с надежно заземленными оплетками. Провода, применяемые при монтаже, не должны иметь повреждений (прожогов, надрезов жил и т. п.), снижающих их механическую и электрическую прочность.

Гибкие монтажные провода, выходящие из жгута и присоединяемые к неподвижным элементам установочной арматуры, должны иметь запас по длине, обеспечивающий одну-две перепайки (5—10 мм), который создается в результате изгибов проводов у распаиваемых элементов (лепестков, зажимов, переходных колодок и т. п.). Наращивание проводов скруткой и пайкой недопустимо.

Соединения проводов между собой, проводов с выводами элементов и их выводов между собой выполняют только с помощью установочной арматуры (лепестков, зажимов, переходных колодок и т. п.). Для соединения деталей, расстояние между которыми может изменяться в процессе эксплуатации, а также для соединения «плавающих» контактных лепестков, применяют только гибкие многожильные монтажные провода.

Монтажные провода не должны касаться нагревающихся деталей, а допустимый зазор должен быть не менее 5 мм. Провода или жгуты, располагаемые вблизи от сильно нагревающихся деталей, должны иметь устойчивую теплоизоляцию.

Монтажные провода, а также выводы навесных радиокомпонентов в местах пайки механически закрепляют. Пайка встык или внахлестку не допускается. Соединения длиной более 30 мм выполняют изолированным проводом, менее 30 мм — голым проводом, заключенным в изоляционную трубку.

Для монтажа РЭА, приборов и систем применяют провода, марки, сечения и расцветка которых указываются в чертежах или схемах. Маркировка концов проводов должна четко отличаться друг от друга. Способ маркировки концов проводов также указывается в чертежах. При цветной маркировке каждая обособленная электрическая цепь выполняется проводом одного цвета. Провода не должны иметь повреждений изоляции.

К узлам и отдельным элементам схемы, которые в процессе эксплуатации должны быть сняты со своих мест для осмотра и регулировки, делают гибкую подводку, обеспечивающую их снятие без отпайки проводов. Для этого монтажные провода выбир’ают с запасом. Для обеспечения легкого натяжения при снятии элементов и деталей и надежного крепления запас провода свертывают в петлю или кольцо.

Для обеспечения механической прочности и нормальной работы электрической схемы общее сечение жил проводов, присоединяемых к контактным лепесткам, контактам, не должно превышать их наименьшего сечения. К одному контактному лепестку может быть припаяно не более трех жил проводов. Каждый провод рекомендуется крепить в отверстие лепестка самостоятельно, не скручивая его с другими подпаиваемыми проводниками и выводами.

Монтажные провода, кабели и жгуты нельзя располагать на острых кромках и ребрах шасси, узлов и приборов. В противном случае необходимо принять меры, предохраняющие провода от повреждения (обмотка лентами, резиновые прокладки, втулки и т. д.). Подвижные части электромеханических приборов не должны касаться проводов. Расстояние между ними оговаривается в сборочных чертежах и, как правило, не должно быть меньше 5 мм.

Все присоединения монтажных проводов к зажимам должны обеспечивать надежный электрический контакт. Под один зажимный контакт допускается подсоединение не более четырех проводов, причем все провода заделывают в кабельные наконечники независимо от их диаметра. Подсоединяемый провод надежно закрепляют между двумя контактирующими поверхностями: между гайкой и наконечником (или головкой винта и наконечником) устанавливают шайбу.

Экранирующую оплетку монтажных проводов длиной до 100 мм соединяют с корпусом в одной точке, а при длине свыше 100 мм — в двух точках (с обоих концов). Экранирующие Оплетки на концах, а также выводы заземления подсоединяют таким образом, чтобы исключить прожог изоляции проводов.

Для уменьшения влияния одних цепей на другие при монтаже принимают следующие меры.

Для того чтобы длина монтажных проводов высокочастотных цепей была наименьшей, выбирают кратчайшие расстояния между элементами высокочастотных схем. Неэкрани-рованные провода высокочастотных цепей при пересечении располагают по возможности под углом, близким к 90°. При параллельном расположении такие провода максимально удаляют друг от друга или разделяют экраном. Провода, наиболее подверженные воздействию помех или сами их создающие, также экранируют. Провода однофазных и трехфазных цепей питания переменного тока (частотой 50, 400 или 1000 Гц) свивают, шаг свивки определяют в зависимости от сечения проводов. Свитые провода можно заделывать в общий жгут. Необходимость свивки проводов оговаривается в электромонтажной схеме, а при отсутствии ее — на чертеже.

Все элементы в РЭА располагают так, чтобы полностью исключить возможность перегрева одних элементов от других. Для повышения влагоустойчивости весь монтаж или отдельные его узлы покрывают электроизоляционным влагостойким лаком УР-231 или Э-4100. Способы крепления и контровки всех деталей и узлов РЭА или прибора производят в соответствии с требованиями, изложенными в сборочных чертежах.

Электрический монтаж РЭА, приборов и систем производят после полной механической сборки и проверки исправности всех монтируемых элементов схемы и надежности их механического крепления. Установка и механическое крепление на шасси отдельных узлов и деталей в процессе монтажа разрешаются только в случаях, оговоренных в технологических картах. Если в процессе монтажа технологией предусмотрены механические работы на месте сборки (сверление, нарезка резьбы и т. п.), должна быть устранена всякая возможность засорения изделия металлическими стружками, опилками и пылью. Кроме того, в процессе монтажа необходимо принимать меры против попадания обрезков проводов в аппаратуру и приборы. Все монтажные провода, кабели и жгуты тщательно укладывают и закрепляют, а по окончании монтажа очищают от остатков монтажных материалов и пыли всю аппаратуру, приборы и системы. Продувка монтажа очищенным сухим воздухом допускается в том случае, если все электромеханические приборы, входящие в РЭА, имеют надежную индивидуальную защиту. Необходимо отметить, что хорошая работа РЭА зависит не только от правильного выбора амортизаторов, но и от их расположения.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru