Учебники
по популярным
профессиям

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Профессиональное обучение

Основы дизайна

       

3.1 Шрифты. Основные термины и определения

Письменность, как и звуковая речь, является средством общения людей и служит для передачи информации на расстояние и для закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как, например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (тайп-дизайн) - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знания этих закономерностей и умения применять их на практике. Термин «шрифт» определяет несколько понятий:

  1. Совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка (стиля) и размера (кегля), служащая техническим средством воспроизведения речи.
  2. Комплект текстовых знаков для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т. д.
  3. Рисунок (конфигурация ) букв, цифр и знаков.

Для описания структуры и размеров шрифта существуют специальные термины (рис. 62).

Рис. 62.
Основные элементы начертания шрифта

Кегль - размер шрифта; определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами. Здесь же учитываются и заплечики - небольшой зазор над верхним и под нижним выносными элементами (понятие досталось нам "в наследство" от металлических литер).

Пункты. В пунктах измеряют высоту шрифта. Один пункт равен 1/72 дюйма (один дюйм равен 2,54 см).

Цицеро - единица измерения ширины печатных строк. В одном дюйме 6 цицеро, а в одном цицеро - 12 пунктов.

Интерлиньяж - расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояний между строками.

Апрош - межбуквенный пробел. Величина апрошей зависит от кегля: чем крупнее шрифт, тем плотнее кажется текст при одном и том же значении апроша.

Гарнитура (семейство) шрифта - все вариации шрифтового начертания, отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном. В зависимости от начертания, шрифт в гарнитуре может быть светлым, нормальным, жирным, полужирным, прямым, наклонным, узким, широким и т. д. шрифты одного и того же начертания делятся на шрифты разных кеглей.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма:

  • пиктографическое (картинное) - самое древнее письмо в виде рисунков;
  • идеографичеекое (иероглифическое) - письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма - идеограммы (иероглифы) - представляют собой отдельные слова или целые понятия;
  • слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) - письмо некоторых народов Индии. В Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;
  • буквенно-звуковое (фонематическое) - письмо, лежащее в основе письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение в фонографическом составе их алфавитов. Так, в русском алфавите 33 фонографических знака, в латинском - 23, в итальянском - 21 и т. д. Знаки алфавитов графически отличаются друг от друга и в своем простейшем скелетном начертании представляют графемы (графема - неизменная форма входящих в алфавит букв без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).

В настоящее время шрифты, используемые для типографского набора, объединены по общим графическим признакам в следующие группы (рис. 63):

  • рубленые - шрифты, не имеющие засечек (рис. 63а);
  • шрифты с едва наметившимися засечками (рис. 63б);
  • медиевальные - шрифты с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв (рис. 63в);

Рис. 63
Классификация современных типографских шрифтов

  • обыкновенные - шрифты, характеризуемые контрастными штрихами с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом (рис. 63г);
  • брусковые - шрифты, имеющие неконтрастные или малоконтрастные штрихи с длинными засечками той же толщины, что и вертикальные штрихи, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением (рис. 63 д);
  • новые малоконтрастные шрифты - шрифты, отличающиеся малоконтрастными штрихами с длинными засечками (преимущественно с закругленными концами), соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением (рис. 63е).

Шрифты с засечками читаются легче, т. к. засечки помогают взгляду передвигаться, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого и, в особенности, очень малого кегля.

Для выделения текста или как декоративный шрифт используют курсивные и наклонные начертания. Наклонные шрифты образуются путем наклона знаков прямых начертаний, при этом буквы и цифры практически не изменяют форму. Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что знаки в них приобретают форму рукописных. От основного начертания курсивы отличаются формой, пропорциями, насыщенностью (рис. 64).

Рис. 64.
Пример наклонного и курсивного шрифта.

Шрифты разных народов построены на различных графических основах:

  • шрифты большинства народов Российской Федерации построены на основе начертания знаков кириллицы;
  • шрифты почти всех народов Западной Европы, Америки, Австралии и Африки построены на основе начертания латинского алфавита;
  • на основе арабского алфавита построены шрифты арабских народов, а также Ирана, Афганистана и некоторых других стран;
  • многие народы применяют шрифты, построенные на своей национальной графической основе, например Греция, Индия, Израиль.

В соответствии с назначением типографские шрифты подразделяются на текстовые - для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные - для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков; акцидентные - для придания выразительности плакатам и афишам (шрифты преимущественно декоративные).

Рис. 65.
Современные русские гарнитуры шрифтов

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru