Учебники
по популярным
профессиям

>>> Перейти на полную версию сайта >>>

Профессиональное обучение

Основы дизайна

       

2.3.8. Пропорционирование

Размерные отношения элементов формы изделий являются той основой, на которой строится вся композиция. Поэтому пропорции являются одним из наиболее важных средств композиции. Исследованием пропорций занимались ученые, зодчие и художники с давних времен, так как это средство композиции при умелом его использовании дает непосредственный эффект гармонизации.

На многие проявления композиции пропорциональные отношения могут оказывать непосредственное влияние. Соподчинение элементов формы во многом обусловлено наличием определенной закономерности в размерных соотношениях между элементами. С пропорциями связаны такие важнейшие закономерности, как усиление динамичности или статичности формы, увеличение ее зрительной устойчивости. В размерных отношениях пропорции выражают связи формы и конструкции, т. е. взаимосвязаны с тектоникой. Особенности же объемно-пространственной структуры они характеризуют непосредственно. Использование пропорций для организации элементов действительной формы объекта в его целостную структуру называется пропорционированием. Другими словами, пропорционирование - определенный метод количественного согласования частей целого.

Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и др.

Арифметическая пропорция: Н1 - Н2 = Н2 - НЗ (рис. 54а), система пропорций, подчинена метрическому ряду.

Рис. 54.
Виды пропорций

Геометрическая пропорция: Н1 : Н2 = Н2 : НЗ (рис. 54б); например, пропорция золотого сечения.

Гармоническая (восемь пропорций):

      а : с = (а - b) : (b - с);
      а : с = (b - с) : (а - b);
      b : с = (b - с) : (а - b);
      а : b = (b - с) : (а - b);
      а : с = (b - с) : (b - с);
      а : с = (а - с) : (а - b);
      b : с = (а - с) : (b - с);
      b : с = (а - с) : (а - b).

На рис. 54 показано графическое выражение пропорциональной зависимости, построенной на отношениях сторон прямоугольника.

В геометрической пропорции тоже всего 3 элемента, но один из них общий, а:в = в:с. Разновидностью геометрической пропорции является пропорция так называемого "золотого сечения", имеющая всего два члена - "а" и "в" - излюбленная пропорция художников, которую в эпоху Возрождения называли "божественной пропорцией".

Разделим отрезок произвольной длины на две неравные части таким образом, чтобы длина всего отрезка относилась к длине большей части так же, как длина большей части относится к длине меньшей части. Если длину отрезка принять равной 1, а длину большей части обозначить x (рис. 55), то получим пропорцию 1/x = x/(1-x).


Рис. 55 Отрезок, разделенный "золотым сечением"

Отношение 1/x называется “золотым сечением”. Если решить пропорцию относительно x, то получим x = 0,618034... , 1/x = 1,6180339... .

Если в правильном пятиугольнике провести все диагонали, то получится пятиугольная звезда (рис. 56).


Рис. 56
Звезда, построенная из диагоналей правильного 5-угольника

Оказывается, при этом диагонали будут делить друг друга “золотым сечением” : AD/AC = AC/CD; AD/BD = BD/AB.

Эта особенность 5-конечной звезды была известна еще пифагорейцам - последователям древнегреческого философа и математика Пифагора; вероятно, поэтому пифагорейцы избрали 5 конечную звезду своим символом.

“Золотое сечение” обладает многими замечательными свойствами. Например, прямоугольник, отношение сторон которого равно x, выглядит наиболее эстетично. Если от такого прямоугольника отрезать квадрат наибольшей площади, то отношение сторон полученного прямоугольника снова будет равно x (см. рис. 54).

Бесконечное повторение прямоугольника золотого сечения и квадрата при рассечении прямоугольника золотого сечения обнаруживает повторение целого в его частях, что является одним из условий гармонии целого. Это свойство прямоугольника золотого сечения было обнаружено художниками, и они стали употреблять золотое сечение как способ гармонизации, способ пропорционирования. Фидий использовал золотое сечение при постройке Акрополя (5 век до н. э. ).

Греческие ремесленники, создавая гончарные изделия, также применяли золотое сечение. В эпоху Возрождения золотое сечение использовали не только в зодчестве, скульптуре, живописи, но и в поэзии и музыке. Дюрер, Леонардо да Винчи и его ученик Лука Пачоли применяли золотое сечение в поисках гармоничных пропорций букв (Рис. 57).

Рис. 57.
а – построение буквы из книги Луки Пачоли "О божественной пропорции";
б – схема идеальных пропорций средневековой рукописи. Пропорции страницы 2:3, а плоскость, занятая письмом - в пропорции золотого сечения;
в – один из способов определения размера полосы набора при заданном формате.

В XX веке вновь возродился интерес к золотому сечению как к способу пропорционирования. Эта пропорция широко применяется в современном художественном конструировании (рис. 58).

Рис. 58.
Использование пропорций при разработке формы изделия

Пропорции могут строиться на контрасте или нюансе соотносимых величин, развивать ритм или метрический повтор, в известной мере определять характер формы. Особенности пропорционирования зависят еще от тех дополнительных средств (тоновой контраст, светотеневая структура и т. д.), которые будут использованы для того, чтобы усилить взаимодействие закономерности.

Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей.

Пропорции - основное средство композиции. Компонуйте объекты, думая о пропорциях. Подбирая пропорции, думайте о композиции.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru